Ещё со времён "Багрового пика" у меня сложилось впечатление, что Гильермо Дель Торо родился не в ту эпоху. Лет на 100-200 позже, чем следовало.
В 19 веке дамы падали в обморок от ужаса, а джентльмены мужественно обгрызали хорошо наманикюренные ногти, читая мистические баллады вроде "Лесного царя" Жуковского. Того самого, что сейчас в программу средней школы (входил, по крайней мере).
В 2020-х годах творцы из кожи лезут вон, чтобы вдохнуть в старые истории новую жизнь, разжечь огонек любопытства, придумать неожиданный сюжетный поворот, сломать шаблон, привнести хоть что-то новое.
Гильермо Дель Торо выше низменных попыток сделать старую сказку интересной. Он выпекает истории строго по рецепту пра-пра-прабабки, стараясь убедить почтенную публику, что лебеда с золой, замешанные на болотной воде - это экокухня.
Вышел "Лот 36", первый эпизод долгожданного сериала-антологии "Кабинета редкостей Гильермо Дель Торо". И его сюжет поражает своей полной предсказуемостью и прямолинейностью.
Я в курсе, что Дель Торо только продюсирует "Лавку редкостей". Но если уж вписал свое имя в название, не говори, что не дюж, полезай в кузов, вози саночки. Короче, отвечай по всей строгости творческого закона. По крайней мере за то, что дал всем этим историям зелёный свет.
И нет в творении Творца, или Недосвинка Пеппа
Сюжет "Лота 36" развивается плавно, темпоритм выдержан, персонажи раскрываются через действия и детали окружающей обстановки, актеры выкладываются. Все сделано так профессионально! И так бездушно...
Я не люблю фильмы, которые снимают только ради эффектного визуала. Мне важно понимать ту самую пресловутую "главную мысль произведения", идею, которую хотел донести автор. (Идея "у нас есть бюджет на крутой си-джи-ай" не считается).
В "Лоте 36" такие идеи есть. "Помогай людям. Не будь расистом" - это правда хорошие, правильные посылы. И проблема не в их простоте, а в том, что поданы они на уровне "Свинки Пеппы". Маленького ребенка можно впечатлить прямолинейной историей из серии "зимой нужно надевать шапку, шарф и перчатки". Но взрослому для эмоционального вовлечения мало просто произнести прописные истины.
Во время просмотра "Лота 36" ты до последних секунд ждёшь внезапного твиста, того, что всколыхнет твою душу до самого донца и подарит катарсис. И когда этого не происходит, накатывает разочарование.
И это все? Серьезно? Сел, сгорел?
Ирония или дыры? Обсуждение со спойлерами.
А сейчас будут СПОЙЛЕРЫ, СПОЙЛЕРЫ, СПОЙЛЕРЫ.
Перечислю по пунктам сюжетные проблемы, которые бросились мне в глаза.
Может, когда-нибудь выяснится, что все это была постмодернистская ирония Дель Торо. Глубоко скрытая сатира, как в "Звёздном десанте", который так тонко выстебал милитаризм, что огреб за пропаганду этого самого милитаризма. Пока же будем считать, что утка - это утка.
1. Вам не кажется, что наказание несоразмерно преступлению? Да, главный герой ведёт себя, как мудак. Но он не показан, как однозначное зло. Он разочарован в жизни, озлоблен, у него серьезные проблемы с бандитами. При этом он не огалтелый расист. Он нормально общается с чернокожим владельцем складов и даже говорит что-то типа "в нашем отряде все носили зелёное" - мол, на войне он не обращал внимание на цвет кожи. (Или это тоже расизм? Я уже хз, если честно).
Да, он вываливает свою внутреннее дерьмо на ни в чем не повинную женщину. Но он не обрекает ее на страдания, бедность, смерть. В отличие от нее самой. Потерять детские рисунки и прочие сентиментальные вещи - конечно, печально. Но это едва ли то, за что надо выносить человеку смертный приговор.
2. Моральные качества латиноамериканской страдалицы вызывают вопросы. В конце концов, она же видела, как главному герою чуть голову не проломили. Могла бы догадаться, что у человека не все в жизни гладко. Проявила бы сочувствие, подала бы пример, одолела бы своим чистым сердечком страшного демона.
Мы все люди и бывает, ведём себя не самым достойным образом. Но самое ценное в человеке - это его способность меняться. Мне не по душе сюжеты, где зрителей провоцируют кричать "Распни его!". Я больше люблю истории про перерождение, искупление, переосмысление.
Судя же по "Лоту 36", если тебя обматерили в очереди, а ты потом не вызвал обидчику скорую, и он помер от инсульта, то это вроде норм. Ну, по крайней мере во Вселенной Гильермо Дель Торо.
3. Избирательная неотвратимость наказания, которая в этой Вселенной тоже работает через раз. Злой фашистский дедушка-сатанист уморил сестру, прожил до глубокой старости и умер своей смертью. Антиквар потом намекает, что дедуля горит в аду. Но это лишь слова. Доказательства сериал нам не предоставляет.
4. Что теперь будет делать демон? Вырвется на свободу и пойдет пожирать всех, кто под щупальца подвернётся? В таком случае злорадный хэппи-энд получается каким-то сомнительным. Или Нетфликс планирует коллаборацию с "Очень странными делами"? Позовут Одиннадцать. Ей не впервой побеждать монстров, у которых всякая хрень вместо головы.
5. Зачем наше внимание так настойчиво заостряли на прыжках, которые дедуля-сатанист делал перед входом в хранилище? И сюда же деталь с таймерными выключателями света. Это такая игра со зрителем? Типа мы вам тычем в лицо чеховским ружьём, которое даже не заряжено? Или это тупо лишние деталт, которые поленились вычистить из сценария?
Итог
Формат антологии дарит надежду, что другие серии будут более изобретательными в плане сюжета. Первый же эпизод получился похож на румяный ароматный пирожок, в который забыли положить начинку.