Комедия 2002 года «Мой криминальный дядюшка» в оригинале называлась «Украсть Гарвард», а потому любые подозрения, что она имела хоть какое-то отношение к французскому фильму «Дядюшки-гангстеры» (1963) лишено всяких оснований.
Хотя пара персонажей в этом потешном кино-действии были поручены актерам, которые неизменно ассоциируются с усатыми бандитами: Деннис Фарина и Сеймур Кэссел. Впрочем, у их образов есть оттенки. Один - это просто подпольный воротила, сотрудничество с которым при любом раскладе приносит неприятности, второй – владелец магазина, где работает главный герой.
А ещё он по совместительству потенциальный тесть Джона. Семейный бизнес - это, конечно, хорошо, но когда у папаши твоей избранницы не всё в порядке с головой и он помешан на тотальном контроле, то это вызывает серьезные опасения. И это при том, что сам Джон обладает одним недостатком – он из категории тех, что боится говорить «нет».
Чем, как вы можете догадаться, все вокруг пользуются. Что, естественно, рождает массу неприятностей. Например, ставит перед выбором: куда потратить накопленные тридцать тысяч? На дом для молодой семьи, ибо не за горами собственная свадьба? Или на помощь племяннице, каким-то чудом умудрившейся поступить в Гарвард?
К слову сказать, как последнее случилось, так и осталось загадкой, ведь девочка без ошибок не могла написать слово «брезент». В любом случае сумма накоплений «нерезиновая», но никому Джон отказать не может, а потому он решает провернуть хоть какое-то криминальное дельце.
И поскольку из него с приятелем Даффом совершенно никакие грабители (воры, гангстеры, мошенники), то любая очередная попытка «по легкому разжиться деньжатами» приводит к появлению всё новых и новых проблем. Нет, чтобы вовремя остановиться, но главный герой с упорством сомнамбулы пытается влипнуть в следующую неприятную ситуацию.
И это привлекает к нему внимание полиции. В какой-то момент становится понятно, что мягкотелость может стать тем самым обстоятельством, что «приземлит» Джона на скамейку подсудимых. Прискорбно, но факт - неудачники по жизни редко бывают везунчиками в криминале.
А теперь обратим внимание на ту озлобленность, с которой встретила американская критика эту кинокартину. Не шедевр, но и далеко не провальный проект. Дело в том, что, пожалуй, это был едва ли не последний комедийный фильм, в сюжете которого белая цисгендерная пара преподносилась как нечто само собой разумеющееся.
А утрата «половой идентичности» (не знаем, как ещё аккуратнее сказать) презентовалась публике как нечто забавное, даже подлежащее вышучиванию. Данный аспект роднит «Моего криминального дядюшку» с античной комедий, которая как раз возникла на волне осмеяния всего рода –филий. По нынешним временам уже хорошо, ибо есть основания подозревать, что в обозримом будущем подобных фильмов в США уже не будут снимать.
Отметим, наша шуточная версия о том, что поврежденный нос персонажа является неким «тайным знаком», обрастает подтверждениями. На сей раз это Дэвид Лош в исполнении Криса Пенна. А до этого были Рей Барбони из «Достать коротышку», доктор Джонас из «Теории заговора» и детектив Гиттес из «Китайского квартала».