28 октября выдался на редкость ясный день. Всё по классике, "... Мороз и солнце, день чудесный...", только морозец последние дни по ночам пробовал нашу земельку и растительность на вкус, а днем ноль да плюс пару градусов, всё оттаивало.
Накануне, напротив, очень пасмурный день был. А тут - подарок прямо! Да и дело нарисовалось у меня неожиданное, которое повело меня на берега родной реки.
В селении нашем протекает речушка Пьяна. По преданиям, своё название она получила за безмерное шатание по окресным холмам да перелескам. Будто пьяная баба шла-брела, закручивая крутые виражи. Так и прокладывала себе русло река Пьяна. До того нашаталась, что чуть было к своему же истоку не притащилась! При своей протяженности в 436 км расстояние от истока до устья всего 66 км! Вот такие дела.
Всё детство летнее на реке прошло. Каждая тропинка таит в себе кучу воспоминаний и приятных моментов. И река, и берега эти были "наши" в непростые 90-е, но посмотришь, куда сейчас катимся?
Как назвать сейчас всё усугубляющееся печальное зрелище - социальной, демографической или техногенной и экологической катастрофой?
Вот в памяти первые зарисовки о родных берегах и купальных местах с конца 80-х. Поросшие луговой травой берега, на которых пасутся козы. Кое-где кусты тальника. И "островок" (участок суши с небольшим пригорком, очерченный низиной-старым руслом) с деревьями и тальником, но вполне умеренно еще заросший. Были большие проплешины с травой, ежевикой и крапивой. Немного репейника. А так там и траву косили, и шашлыки жарили. Зона труда и отдыха .
По "островку" пролегала тропинка к "Белому песочку" . Белый песочек - это часть речного берега островка, состоящий из речного песка. Пляж местный всей второй половины XX века. Может быть и до этого там любили купаться, не знаю. Но фотографии 50-х-70-х годов и рассказы старших родственников наглядно демонстрируют, что там были большущие песчаные косы, чуть ли не половина "островка" была дюной.
Я в 80-е уже помню лишь узкую песчаную полоску берега там, стремительно зарастающую травой и полукруг небольшого пляжа с наступающим по бокам тальником. Но тем не менее, там еще вполне кипела пляжная жизнь. Тропки через "островок" были натоптанными.
В 90-е было примерно также. Разве что добавилось по всем более-менее равнинам огородов, распахали даже заливную целину на "островке".
А вот уже в 00-е местечко "Белый песочек" исчезло. Тальник, клен, осока с камышами, - непролазные джунгли. Тогда стали ходить купаться ниже по реке, там подрасчистили место и стало что-то вроде нового Белого песочка.
Тогда же я, по старой памяти, однажды решила сходить по "островку" по прежним тропинкам вверх по реке, чтобы затем проплыть вниз по течению обратно. И пошла. Ну я ж плыть собралась, поэтому из одежлы и обуви на мне был лишь купальник. Сначала вроде тропки были, но не преждние общие, а "рыбацкие". Потом они измельчали и растворились в джунглях из крапивы, ежевики, репейника и тальника. А у меня как в песне у Высоцкого - "назад 500, вперед 500". Короче, я дальше пошла, с надеждой вот-вот выйти на следующую рыбацкую тропинку и по ней завершить маршрут. Тропинок всё не попадалось, но теперь я уже надеялась только бы не наступить босыми ногами на какую битую бутылку или консервную банку, коих по берегам у нас всегда предостаточно. Крапива перестала ощущаться довольно быстро,с ежевикой посложнее.
Кое-как выбралась, куда хотела прийти. Зато какой кайф был плюхнуться в воду! Всё тело было в паутинку расцарапано ежевикой и обожжено крапивой. Красивая была с неделю!
Вот так всё и зарастало потихоньку год от года деревьями, кустарником и бурьяном из крапивы с репейником и ежевикой.
Распаханные бугры под новые огороды перестали возделывать, да и на десятилетиями обрабатываемых землях в прибрежной зоне тоже огороды забросили. Теперь там повсеместно насеялся американский клен. Местами уже даже на дрова годен стал, пилят, гляжу. Дороги грунтовые к реке и вдоль тоже зарастают, тут уж пока царство репейника и крапивы. Но на легковушке уже не сунешься.
Луговая травка на берегах тоже в здешних местах вымирающий вид. Репьи, репьи, репьи...
И который год нет моста через речку. Вот в непростые 90-е мост почти каждый год был, а теперь нет. (для справки - мосток в три-четыре доски, строится обычно в начале лета, а поздней осенью либо разбирается административно, либо "хозяйственными" сельчанами. Остатки уносятся весной половодьем).
Тогда, в 90-е, строилось до трех пешеходных мостков через реку на протяжении села. И два транспортных - в ближайших селищах. Сейчас только один пешеходник в районе парковой зоны поселка. Там нужнее всего, видимо. А от нас до парка - где-то километра три. В лес через "там" не находишься. Да, у нас за рекой лес, поэтому и обидно за отсутствие перехода.
И смотришь вот на эти все грустные пейзажи малой Родины, и размышляешь, почему всё так получается. Или жить все лучше стали, что ни огороды, ни кустарник на дрова не нужны (фотографии 50-х посмотришь - голые берега, поля и лесок за рекой - никаких кустарников, всё на дрова шло). Или американский клен - наша экологическая катастрофа?
Или меняющийся климат. Сейчас разлив реки стал редкостью. А большой разлив - уже не вспомню без подглядывания в фотоальбом, когда и был.
А между тем, если как раньше, то большой разлив хорошо так чистил берега и прибрежную зону. Выкорчевывал кусты, слизывал бурьян, выкидывал лишние водоросли из реки. Помню, после таких разливов в норме было, что клочья травы с илом высоко на кустах тальника висели. Да и клён еще не так захватил территории.
Идешь к реке, как заброшенную деревню посещаешь. Грустные пейзажи. И уже нет надежды иное увидеть. Предполагаешь уже, что на следующий год будет всё только печальнее.
Конечно же, это только мои субъективные наблюдения и размышления о кусочке малой Родины. Где-то еще и на Пьяне по прежднему по берегам растет травка, белеет песочек. Кому-то повезло больше..