На границе Афганистана и Пакистана, за хребтом Гиндукуш есть область именуемая Нуристан. Ее обитатели до 1890 хх годов были известны среди местных мусульман как кафиры, то есть неверные. Эти горцы были язычниками, отделившимися от общей древней народности индоариев и поселившимися между ними, более западными ариями-иранцами и ушедшими к Инду и на территорию современного Пакистана индийцами.
Ряд исследователей считают этот народ частью ведийского кшатрийского племени камбоджей либо как то родственным ему. Камбоджи были вытеснены из этого региона многочисленными завоевателями сначала на юг индостана и Шри Ланку, а затем в Индокитай, где они дали название современной стране Камбодже.
Оказавшись в изоляции Кафиры сохраняли свою архаическую индоиранскую религию, которая однако испытала влияние местных верований, и свойственный индоиранцам изначально фенотип. Более европейские черты лица, светлую кожу и волосы. Однако ряд антропологов не соглашается с этими выводами, так как подобные свойства у изолированных горных народов могут появляться и эволюционным путем.
На протяжении многих веков Кафиры противостояли экспансии ислама, постепенно откатываясь дальше в горы и совершая ответные набеги на мусульман из долины. Пока в 1896 году смелым зимним набегом афганцы не достигли дальних селений и святилищ горцев и не покорили их. С того момента Кафиристан стал Нуристаном, а его обитатели ревностными суннитами. Исчез еще один уголок древности.
Древняя религия Кафиристана в целом схожа с индоиранской. Однако есть существенные отличия, так верховным богом стал Имра/Мара (Мара - одно из имен славянского духа смерти, что возможно не случайно), аналог индийского бога подземного мира и справедливости Ямы. Яма, изначально смертный, имел сестру близнеца Ями. Основываясь на схожем сюжете из Авесты, где близнецы Йима и Йимак в результате инцеста порождают род людской, можно предположить, что Яма/Имра изначально тоже носили функцию перволюдей. Однако в более зрелом ведийском тексте Яма отказывает сестре в ее требовании, межродственные браки уже осуждаются.
Яма - первый умерший, он открыл другим путь в загробный мир. Однако мольбами Ями и собственными усилиями он выбивает у богов бессмертие, а бог Агни уступает ему подземный мир, где Яма становится властителем. Вход в его царство охраняли 4 четырехглазых пса (как и у авестийского Йимы) и река Вайтарани, для переправы через которую при похоронах необходимо принести в жертву быка. Просто невозможно не заметить параллелей с знаменитым Цербером/Чудом Юдом и рекой Стикс/Смородиной. Яма изображается синекожим и четырехруким. Стоит заметить, что другой хозяин потустороннего мира - германская Хель тоже синекожая, как и сизая полуразложившаяся хозяйка зверей Баба Яга.
Как ипостаси Ямы иногда выступают время - Кала, Антака - умерщвляющий и Мритью - Смерть. Возможно прочтение русского смерть как древнеиндийского sumr̥tiṣ - благая, своя смерть.
В пуранской литературе (постведийских текстах, осмысляющих старые гимны, начало индуистской философии) Яма имеет ещё и брата Ману (отсюда и английское Man) - первого жившего на земле человека и праотца всех ныне живущих. Индийский эпос различает 14 Ману, 7 бывших и 7 будущих. Каждый из которых прародитель всех людей живущих в определенный период истории. Первым был сын верховного бога Брахмы Ману Сваямбхува. Брат Ямы это пятый Ману Реванта - сын Саранью в ее ипостаси кобылы, и ее сын в облике божественном седьмой Ману Вайвасвата - прародитель ныне живущих людей. Ману Саварни - сын двойника/тени Саранью Саварны от Вивасвата и первый прародитель людей будущего.
С седьмым Ману связана древняя легенда как создатель вселенной Брахма (или ее хранитель Вишну) в образе рыбы подсказывает Ману построить корабль чтобы пережить потоп. Спасшийся Ману Вайвасвата высадился на северной горе, где принес богам в жертву масло и молоко, из которой восстала девушка Ила/Ида, ставшая его женой. Ила богиня и персонификация жертвы маслом, молоком и творогом. В данном мифе изначально она дочь Ману, а затем его жена. Абсолютно очевидно влияние шумерского мифа о потопе, довольно занятны связи Брахмы в образе рыбы и и рыбобога цивилизатора из Шумера Оанна.
В этой легенде Яма сын солнечного божества Вивасвата (он последний сын Адити (матери класса солярных богов Адитьев, среди которых есть и Митра, она заполняет воздушное пространство, поддерживает небо и землю, к ней обращаются за защитой от гнева богов и убежищем), родился без рук и без ног, круглым и гладким со всех сторон (масляный блин, колобок), за что был отвергнут своей родней. В последствии сравнялся с богами и буквально стал солнцем, Вивасвата совершил первое жертвоприношение, подарил людям огонь Агни. Другое его имя - Мартанда, что значит родившийся из яйца. Мать Ямы - Саранью. Не желая жить с уродцем мужем Саранью обращается кобылой и бежит от мужа, а детей оставляет на попечение своей точной копии, служанки. Мачеха не любила Яму, и тот однажды в гневе ударил ее ногой, за что та прокляла его и обрекла на смерть. (просто сойти с ума, тут и троп младший сын Иван дурак, и злая мачеха из европейских сказок) Однако отец сжалился над сыном и смог смягчить кару. У Ямы лишь высохла нога, от которой осталась одна кость (знакомый сюжет, Баба Яга костяная нога, хромой дьявол в христианстве).
Стоит добавить, что Саранью далеко убежать не смогла. Муж нагнал ее и зачал близнецов Насатью и Дасру - Ашвинов (история рождения Слейпнира). Они связаны с утренними и вечерними сумерками. Вместе с Сурьей (солнце, всевидящее око богов на небе) на золотой колеснице запряженной конями и птицами они за день проносятся по вселенной разгоняя тьму. Ашвины - молодые боги, он благоволят людям, приносят им богатство, детей, долгую жизнь, они боги целители связанные со священными напитками медом и сомой (галлюциногенный напиток, приносящийся в жертву богам, известна масса мифов с различными казусами которые устраивал опьяненный сомой борец с демонами и защитник ариев Индра. В имени Индры есть праиндоевропейский корень со значением "Самый сильный", "Герой", существующий и в других языках, осетинский Нарт - богатырь, был у него и свой дом - рай/небо Сварга (Трубачев считает что славянский Сварог заимствован из этого слова), местообиталище самого бога, его многочисленных прислужников и танцовщиков, пристанище погибших храбрецов (вальгалла, наличие в Сварге священной коровы Сурабхи исполняющей желания и дерева с золотой корой делает ее еще больше похожей).
Близнецы женаты на дочери бога Сурьи богине Сурья. Их популярность связана с общеиндоевропейским культом коня (Конек Горбунок, коньки на крышах, Пегас). В частности у славян одним из популярнейших оберегов являлись парные фигурки коней. В балтийской мифологии у бога Диеваса два сына близнеца Усиньша, покровители коней. Усиньш предположительно так же родственен Ушас (санскр. ushas — заря, usra в Ведах — утро, рассвет, лит auszra — утренняя заря, auszla — рассвет, др. в. нем.. austur — восток, слав. утро, jutro) и древнеславянскому богу начала весеннего цикла, чьими атрибутами были кони, Авсеню (В более художественном виде этот культ проявляется в близнецах Диоскурах - Касторе и Полидевке, сыновьях Леды. Из которых Кастор, сын спартанского царя, укротитель коней и смертный, а Полидевк бессмертный сын Зевса и кулачный боец.
Стоит отметить, что это лишь одна из версий рождения Ашвинов, в других легендах их родителями были: Дьяус (Отец небо, бывший единым с землей Притхиви, разделение которых Индрой создало вселенную, Дьяус (в латинском христианстве Бог - произносится как Деус Патер) изливает на супругу дождь/жир/мёд, дающий начало всему живому. Он отец очень многих других богов, в том числе Сурьи и и прекрасной богини утренней зари Ушас (от праиндоевропейского корня со значением сиять, греч Эос, лат. Аврора, рус. Усень/Авсень, балт Аустра/Аушра, предп. герм. Остара), с которой и он и Сурья состоят в любовных отношениях. Она появляется на небосводе вперед солнца, разряженная как танцовщица, показывает себя миру, обнажает напоказ свою грудь.), Океан, Ушас, река Синдху (Инд).
Вот такой вот небольшой врез в индоевропейскую религию, который сразу обнажает множество интереснейших параллелей.