Туукка Раск обеспечил себе место в истории вратарского мастерства, выиграв "Везина Трофи" в сезоне 2013/14, и его карьера, возможно, приведет его в число величайших игроков всех времен.
В семи сезонах НХЛ в составе "Бостон Брюинз" Раск сделал 92,8% сэйвов. Это лучший показатель в карьере среди всех вратарей, сыгравших более 100 игр, на шесть десятых выше показателя 92,2%, который сделал Доминика Гашека первым членом Зала славы, и на восемь десятых выше, чем у звезды "Нью-Йорк Рейнджерс" Хенрика Лундквиста, которого называют самым постоянным, если не лучшим, из вратарей его поколения.
Так чем же Раск лучше Гашека или Лундквиста?
Конечно, статистика его игр остается относительно небольшой: 196 игр по сравнению с 735 Гашека и 574 Лундквиста. Раск был бесспорным стартовым вратарем "Бостона" только в течение двух сезонов после ухода обладателя "Везины" и "Конна Смайта", его предшественника Тима Томаса, выигравшего Кубок Стэнли. Есть также вопросы о качестве бросков, а некоторые задаются вопросом, насколько Раск зависим от качества игроков защиты "Брюинз". Мы оставим споры для других, но что бы ни говорили о месте Раска в истории НХЛ, вы не сможете поспорить относительно его уровня мастерства. Проще говоря, нужно согласиться, что финский вратарь обладает большим талантом.
Мы поговорили с Эли Уилсоном, который работал с тренером вратарей "Брюинз" Бобом Эссенсой над переходом Раска в НХЛ в летних лагерях почти десять лет назад, чтобы рассказать о том, что делает Раска великим. Некоторые из его сильных сторон были очевидны сразу.
“Его руки, ноги, гибкость, широкий баттерфляй и способность быстро возвращаться в позицию”, - сказал Уилсон. “Он был хорош в том, чтобы делать сейвы в движении. Если ты поймал вратаря, потерявшего равновесие или отклонившегося в одну сторону, обычно можно обыграть его в другую сторону, но у Туукки всегда была способность сделать спасение, основанное на атлетизме, и на самом деле не имело значения, был ли он готов в этой конкретной ситуации”.
Эти навыки проявляются по-разному в разных ситуациях, но большинство из них заключаются в скорости ног и рук Раска.
“Две вещи, которые никогда не изменятся: всегда найдется место для вратарей с быстрыми руками и быстрыми ногами”, - сказал Уилсон. “Остальное меняется и развивается, но быстрые руки, ноги и движения из стороны в сторону всегда, независимо от того, что еще изменяется в амплуа, всегда будут ключами к тому, чтобы быть хорошим вратарем”.
У Раска есть все три, даже если он использует их не так, как другие.
ТЕРПЕНИЕ И РЕАГИРОВАНИЕ НА КОНЬКАХ
Просматривая фотографии, использованные для этой статьи более чем за три сезона, часто можно увидеть, как Раск делает сэйвы в том, что некоторые обычно называют полу-баттерфляем: одно колено и щиток опущены на лед, а другое - надо льдом, иногда даже носок ноги и лицевая сторона щитка повернуты вверх.
Большинство из них являются примерами невероятного терпения Раска и его умения читать броски, прежде чем реагировать на них. Это позволяет ему реагировать стоя на коньках, а не на коленях. Другими словами, вместо того, чтобы по умолчанию опускаться на лед в стандартном баттерфляе, прежде чем реагировать на броски, Раск реагирует на эти броски – высокие или низкие – на своих коньках.
“Он заряжается на броски и реагирует на шайбы”, - сказал Уилсон. “Это не по умолчанию падение вниз, а затем реакция на бросок. Он не падает, не ударяется об лед и не реагирует во время падения. Он реагирует, а затем падает на лед – и это не всегда происходит обоими коленями. Поэтому часто мы видим, что он стоит на коньках, потому что он быстр и очень терпелив – настолько терпелив, насколько это возможно для вратаря, – и он не падает вниз по умолчанию, потому что в этом нет необходимости”.
“Посмотрите на это, это потрясающая стойка”, - сказал Уилсон. “Его баланс идеален. Эннис держит шайбу на крюке близко к Туукке, и он еще ни на что не клюнул. Если он переложит шайбу на удобную руку и бросит, он просто сомкнет колени в баттерфляе, потому что он уже широко и низко, но все еще активен в этой стойке и может уйти в любом направлении, потому что стоит на обоих коньках. Мне нравится его наклон вперед перед шайбой вблизи, его положение головы с выставленными вперед руками – весь в моменте, но ни на что пока не реагирующий”.
АКТИВНЫЕ РУКИ
Как и многие финские вратари, Раск играет активными руками, ловя и отражая шайбы ловушкой и блокером чаще, чем многие его североамериканские коллеги, впрочем как и многие его соотечественники. Это означает, что Раск не боится ловить шайбы, идущие в корпус или накрывать ее после бросков в щитки, вместо того чтобы действовать исключительно блином или щитками. Как мы слышали в Нэшвилле от игроков "Хищников" тоже самое касается и Пекки Ринне: он не позволяет делать подборы и накрывает шайбу около себя, что дает вратарю полный контроль над игрой.
“Если вы можете поймать шайбу, ловите ее”, - сказал Уилсон. “Каждый сейв, который он делает, имеет определенную цель: либо сохранить шайбу, либо отправить туда, куда он хочет, и единственный способ сделать это - играть с активными руками”.
Конечно, отличные руки начинаются с отличного зрения, и было удивительно видеть, как Раск так последовательно отслеживает шайбу. Если не он искал другие угрозы в зоне – Уилсон называет это “мягким фокусом” – Раск сосредоточен на шайбе, даже когда она направляется в угол после жесткого броска, который он отбивает блокером.
“Эта зрительно-моторная координация начинается с визуального контроля и видения шайбы”, - сказал Уилсон. “Он всегда начеку и никогда не ожидает, что шайба просто попадет в него, он всегда делает спасение. Это менталитет: активные руки, ноги, руки свободны, руки готовы, но все это не будет иметь значения, если вы не отслеживаете и не видите шайбу”.
КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ НАЗАД
Раск играет с большим количеством движений назад на коньках, которые начинаются далеко за пределами вратарской площади, постепенно откатываясь назад по по мере приближения шайбы. Такое дополнительное движение - это не то, что хочет видеть каждый тренер вратарей, потому что это может сделать вратаря более зависимым от ритма и времени, двух элементов, которые зависят от чувства игры, но Раск использует эту технику благодаря быстрым ногам и отличному контролю за коньками.
Как и многие другие финские вратари, Раск также будет использовать больше шаффлов для боковых перемещений, а не Т-образный толчок, которому учат и который чаще используется в Северной Америке. Он даже делает прыжковый шаг (быстрый двойной шаффл с небольшим прыжком между ним), чтобы в спешке переместиться при сильных поперечных передачах.
“Он прекрасно владеет коньками, и в его игре должно быть движение задом, потому что он как будто плавает в воротах”, - сказал Уилсон. “Посмотрите, какая у него широкая стойка. Часто вы видите, как он использует шаффлы отчасти потому, что он использует такую широкую стойку, которая не может позволить ему выполнить Т-образный толчок”.
Раск играет в более агрессивном стиле, чем многие, часто далеко за пределами вратарской с быстрым возвращением в нее и полагаясь на взрывную скорость, чтобы покрыть дополнительное расстояние при возвращении к штанге.
“Его гибкость позволяет ему быть взрывным при боковом движении с колен”, - сказал Уилсон. “Он взрывной и в то же время похож на резинку – он может выйти из трудного положения и взорваться для экстренного спасения. Он может быть вне позиции и все равно получить преимущество. Он не беспокоится о том, чтобы быть совершенным, пока у него есть это преимущество, чтобы сделать этот последний нужный толчок”.
Раску также более комфортно делать спасения в движении, чем большинству других вратарей.
“Он намеренно делает сейвы с одной или другой стороны тела чаще, чем многие другие парни, – потому что он подвижный, и многие его сейвы делаются во время перемещений”.
НЕ ПРОСТО БЛОКИРУЮЩИЙ
В дополнение к хорошему визуальному отслеживанию и шансам один на один, о которых мы говорили ранее, терпение Раска также важно, когда он борется с помехами перед воротами, что дает ему дополнительное время, чтобы увидеть шайбу и попытаться сосредоточиться на ней, а не садиться слишком рано и надеяться, что она попадет в него.
Доказательства этого хорошо видны на этих фотографиях из игры против "Торонто Мейпл Лифс", где Раск все еще пытается увидеть момент броска и путь шайбы, что позволяет ему попасть в нужную точку после того, как он увидел ее, а не просто упасть вниз (обратите внимание на левый щиток и конек, которые еще не опущены на лед и готовы сделать отолчок вправо).
Уилсон сказал, что у него есть видео, на котором Раск реагирует на бросок после вбрасывания, когда шайба попала в щиток защитника в пяти футах перед воротами, и Раск не реагировал до тех пор, пока шайба не попала в щиток игрока, но все же сделал активный сейв блином, несмотря на смену направления шайбы.
“Он остается на ногах до тех пор, пока не сможет точно среагировать на то, куда летит шайба, – точно определяет ее полет, а затем делает свой ход”, - сказал Уилсон. “На фотографиях видно, что шайба уже на пути к воротам, а он все еще на коньках. Вы должны быть феноменально быстры. Большинство парней не могут терпеть или обладать такой быстрой реакцией. Это требует огромного терпения, и опять же это часть его игры, потому что она позволяет ему делать каждое спасение с определенной целью. Он не опустится вниз только для того, чтобы блокировать шайбу. Он опускается вниз с определенной целью. Это позволяет ему дольше бороться за видимость и не слишком глубоко заезжать в ворота”.
Конечно, каждый вратарь сталкивается с ситуациями, когда лучшим вариантом является блокирующий сэйв, убедившись, что он находится в нужном месте, закрывая дыры и имея свое тело на пути шайбы. У Раска просто есть более поздний временной порог, прежде чем по умолчанию перейти в блокирующий баттерфляй, и когда он это делает, он использует свои руки, чтобы контролировать отскоки от своего тела и уменьшать количество подборов.
ОТХОДЧИВЫЙ
Раск имеет заслуженную репутацию человека, который бурно реагирует на проигрыш, особенно в серии буллитов. Но несмотря на то, что его ломание клюшек и бросание бутылки с водой известны на YouTube, важно отметить, что все они проявлялись уже после окончания игры.
В игре вспыльчивый Финн проделал довольно хорошую работу по контролю своих эмоций.
“Он хочет побеждать и ненавидит проигрывать, но он быстро отходит,” сказал Уилсон. “Он не сильно переживающий плохое парень и когда приходит время играть, он готов, а когда приходит время забыть плохое, он это делает”.
ВРАТАРЬ СО СТИЛЕМ
Если сложить все вышесказанное вместе, получится, что Туукка Раск - вратарь со своим собственным стилем.
Понятно, что между каждым вратарем есть по крайней мере некоторые различия. Мы как снежинки: нет двух совершенно одинаковых. Но Раск доводит некоторые из этих различий до крайности, особенно когда дело доходит до катания задом и избыточных перемещений, которые некоторые тренеры НХЛ захотели бы побыстрее исключить.
“Если вы беспокоитесь о том, чтобы быть на 100 процентов совершенным, вы не можете играть так, как он, у вас будут неприятности”, - сказал Уилсон. “Иногда мы учим детей всегда стараться делать идеальные сейвы – он является примером того, что вам нужно нечто большее".
“У Туукки все еще есть много технических и тактических компонентов, которые мы хотим видеть во всех наших вратарях, но это не в ущерб его стилю”, - сказал Уилсон. “У вас должны быть инстинкты. Лучшие находят свой собственный способ делать что-то в любом виде спорта – это называется стилем. Слишком много вратарей сегодня не имеют никакого стиля. У Туукки определенно есть свой стиль”.
И это то, что до сих пор хорошо помогает ему.