Бауманка может гордиться не только технологическими прорывами и разработками, но и профессиональными исследованиями и работами в области гуманитарных наук!
Сегодня для нашего нового материала Александр Ганин, старший преподаватель кафедры СГН2 (Социология и культурология) рассказал об интересном явлении — Эффекте Пигмалиона.
Суть
Эффект Пигмалиона/эффект Розенталя/самоисполняющееся пророчество: разные названия одного психологического явления. Суть его заключается в том, что наши собственные позитивные и негативные ожидания, как и представления окружающих людей о нас, могут влиять на наше поведение. Фразы «Я же говорил(а)» или «Я так и знал(а)» – типичный итог «пророчеств».
Сам эффект существует уже сотни лет, но в 1968 году психолог Роберт Розенталь и педагог Ленор Якобсон в работе «Пигмалион в классе» подтвердили знание, что представления человека могут «сбываться».
Самоисполняющиеся пророчества изучали также социологи Томас и Мертон, а среди отечественных учёных – Яков Коломинский и Михаил Соколов.
Примеры
Розенталь и Якобсон рассматривали эффект на примере педагогики и провели не один эксперимент. Они установили, что любые ожидания учителей формируют поведение учащихся, что в результате сказывается и на успеваемости. Педагог формирует первоначальное представление относительно способностей ученика и затем транслирует его вербально и невербально: «Будешь плохо учиться, станешь “любая низкостатусная профессия”», «Я так и знал, что вы типичный двоечник». И при первом же удобном случае подкрепляют своё ожидание: «Я так и думал». Если не верить в интеллектуальные способности учеников, они начинают учиться хуже – «пророчество» свершилось. Наоборот тоже работает – как только количество похвалы и доброты увеличивается, растёт и средний балл.
Пример из общественной жизни: «Он ведет себя как типичный стрелец/скорпион/козерог». Дальше говорящий в любом действии видит подтверждение своих слов. Или более серьёзный вариант: «Я слышал, что банк обанкротится, поэтому надо успеть забрать свои деньги». Дальше люди массово забирают деньги из банка – «пророчество» снова исполнилось.
Причины возникновения эффекта
Основная причина – желание подтвердить своё ожидание и нежелание узнать больше о человеке или событии.
Объяснение эффекта
Вера в волшебство и магическое мышление – то, за что мы держимся, боясь столкнуться с реальностью. Это помогало нам в детские годы. Единственный способ не быть захваченным эффектом Розенталя – принимать решения самостоятельно, понимать границы своей компетентности и критически относиться к собственным ожиданиям. Пророчества «сбываются» только тогда, когда выполнены условия:
- Мы можем контролировать действия по достижению цели
- Наши действия получают социальное одобрение