К высокому берегу во весь опор скакал богато одетый всадник на прекрасном боевом коне. За ним неслись отстатки его войска, а сзади беглецов, казалось, уже настигали торжествующе улюлюкающие монгольские воины. Впереди был отвесный семиметровый берег и преследователи предвкушали, что до сих пор непобедимый противник Чингисхана – сын хорезмшаха Джелал ад-Дин – окажется в их руках. Но дальше произошло невероятное - не сбавляя бег, всадник вместе с лошадью скакнул с семиметровой высоты в бурлящие воды Инд и поплыл на другой берег. Следом начали прыгать его воины. "Дзе-дзе-дзе..." – удивленно покачал головой Чингисхан, который лично принимал участие в этой погоне. Подъехав к обрыву, он запретил своим нукерам, начавшим пускать стрелы в беглецов, стрелять в Джелал ад-Дина, и задумчиво наблюдал за происходящим.
Красная от крови вода кипела от плывущих коней и людей, многих поглотила сердитая река, но Джелал ад-Дин сумел выбраться на сушу. Оглянувшись на монголов, он погрозил им мечом и поскакал с оставшимися воинами прочь. Чингисхан умел ценить доблесть и во врагах. Оглянувшись на свиту, он назидательно произнес: "Вот о каких сыновьях мечтает каждый отец!"
Но родитель Джелал ад-Дина, Мухаммед II, правитель богатого и могущественного Хорезма, не разделял мнение хана о своем старшем сыне и наследнике. Джелал ад-Дин был рожден в 1199 году ему женой-туркменкой. Именно его туркменское происхождение побудило мать Мухаммеда, высокомерную и властную Теркен-хатун, ценившую кипчакскую кровь и высокородность, заставить своего слабохарактерного сына назначить другого внука наследником престола, из ее рода.
Но судьба оказалось сильнее козней хатун. Мухаммед в итоге завещал трон Джелал ад-Дину, но уже разрушенного и практически завоеванного государства...
Мухаммед II считал себя преемником Александра Великого – в его жизни были удачные завоевания: он разгромил Гуридский султанат и Каракитайское ханство, но в итоге споткнулся о сокрушительную мощь монголов. Сначала их представители были встречены им с самонадеянностью и высокомерием – караван купцов, отправленный Чингисханом, был разграблен наместником шаха, а монгольских послов, приехавших следом с протестом, Мухаммед II казнил, чем вызвал невиданный гнев Великого Хана. И монголы собрались в поход на Хорезм.
Первое столкновение монгольского войска с войском шаха в 1218 году в Тургайской долине окончилось победой Мухаммеда II – Джелал ад-Дин сумел выправить ситуацию на поле боя, – и поражением самоуверенности шаха, чудом не попавшего в плен и осознавшего, какую грозную силу он навлек на свою страну.
Из этого столкновения каждый сделал свои выводы: Чингисхан воодушевился, поняв, что богатый Хорезм будет достаточно легкой и лакомой добычей, а Мухаммед II, по словам летописцев, впал в тоску и печаль. Он отправил мать и гарем в Иран, а сам приказал готовить к осаде только крупные города. Большую часть страны правитель защищать отказался, понадеявшись, что, награбившись вдоволь, монголы уйдут сами. Напрасно убеждал отца Джелал ад-Дин принять бой всей армией с завоевателями в чистом поле. Напуганный хорезмшах сделал свое войско легкой добычей, разделив его на части и отправив гарнизонами в города Отрар, Ходжент, Ташкент, Бухару, Самарканд... Все они, разрозненные и ослабленные, пали под ударами монголов, которые умели прекрасно брать крепости, казавшиеся непобедимыми. Участь жителей была страшной – захватчики вырезали поголовно все население. Сам Мухаммед укрылся на острове, где и умер в нищете, в окружении нескольких слуг. Перед смертью он горько сожалел о многих своих решениях, но исправить сумел только одно – назначил своего старшего наследником.