Всем привет, сегодня про людей, которым КавМинВоды обязаны первыми отстроенными городами. Больше всего наследия сохранилось в Пятигорске. Поскольку братья прибыли на КавМинВоды в 1822 году, то в преддверии 200-летнего юбилея в Пятигорске обсуждался вопрос о возведении памятника и присвоении архитекторам звания Почетных граждан. На дворе ноябрь, воз и ныне там.
Очень кратко об истории семьи, этой информации в сети много. Братья из потомственных архитекторов-строителей, представители которой с 18 века приезжали в Россию на работу. Хороших профессиональных архитекторов на КавМинВоды очень просил прислать А.П.Ермолов, т.к. местных специалистов не было. Изначально братья приехали по пятилетнему контракту, но судьба распорядилась иначе. Джованни (1782 – 1842) был каменотесом-строителем, а Джузеппе (1788 – 1840) архитектором. Младший брат проектировал, старший строил. В рапорте 1839 года Джузеппе перечислил 147 объектов, построенных в разных городах КавМинВод. Сохранилось лишь несколько, к сожалению.
Из того, что дошло до наших дней, по дате строительства:
Казенная ресторация, 1824-1828. Первое каменное общественное здание Пятигорска. Сейчас Институт курортологии
Лермонтовские (Николаевские) ванны, 1824-1828. Первое капитальное ванное здание в России. Сейчас на реставрации, с торца открыли кафе, в основной части будет гостиница, скорее всего. И на этой же картинке Цветник, 1829 г (условно будем считать, что он сохранился).
Грот Лермонтова, 1829. Название получил намного позже, конечно. Кстати, с поэтом оба брата были знакомы, равно как и с А.С.Пушкиным.
Беседка Эолова арфа, 1831. Символ Пятигорска и лермонтовское место, где изначально планировали установить статую бога ветра Эола, но потом поставили две арфы, которые "играли" под звуками ветра.
Грот Дианы, 1832. Братья принимали участие в экспедиции командующего войсками на Кавказской линии генерала Емануэля к Эльбрусу в 1829 году. В честь этого успешного похода генерал повелел построить грот, который мы знаем под именем богини охоты. По изначальной задумке - грот Эльбрус.
Дом для неимущих офицеров, 1828-1832. Построен по инициативе генерала Емануэля для бесплатного проживания на Водах раненых офицеров. Старых рисунков и фото не нашла. Вот план перестройки 1887 года, когда был надстроен третий этаж. Сейчас Курортная поликлиника.
Храм преображения Господня, 1844. Старых рисунков не нашла, фото послевоенное, мне кажется. Судьба у храма тяжелая, но с 2005 года и по сей день - единственный католический костел на Ставрополье. Находится выше сквера Лермонтова в Пятигорске.
Из того, что не сохранилось или не было построено (есть только проект):
Дом А.Ф. Реброва в Кисловодске, 1823. Первый капитальный жилой дом на Кислых Водах. В нем останавливался, например, цесаревич Александр в 1837 году. Рядом были небольшие флигели, в одном из которых в том же 1837 жил М.Ю.Лермонтов. От усадьбы ничего не осталось.
Часовня на усадьбе Реброва, проект. Знатоки Кисловодска узнают в нем часовню, которую в декабре 2020 открыли в сквере Реброва. Этот проект сам Алексей Федорович отверг, на усадьбе была русская часовня с куполами-луковками постройки С.Уптона.
Казенная ресторация, 1825. Была построена в Кисловодске возле источника Нарзана. Как и в пятигорской ресторации, здесь находилась гостиница, собственно ресторан и зал, где "водяное общество" устраивало балы. Сгорела в 1940 г. Сейчас здесь Лермонтовская площадка и грот с Демоном.
Ванны при Кислых водах, проект, ок. 1825. По какой причине не были построены - неизвестно. Документ хранится в краевом архиве Ставрополья.
Помост над Провалом, 1837. Построен по инициативе князя Голицына для танцев над воронкой Провала. И к озеру в корзине можно было спуститься, принять процедуру. Разобран около 1840 года за ветхостью.
Таким образом, на КМВ наследием братьев может похвастаться только Пятигорск. Есть версия, что Никольская церковь в Ессентуках по их проекту построена. В Железноводске сами ничего не строили, только составлен генплан и рекомендации по обустройству источников. Про Ставрополь ничего не нашла, и когда там была на экскурсии, братья не упоминались.
К сожалению, чинов не заслужили, больших денег не заработали. Бюрократия способна все перемолоть без остатка. Умерли братья в Пятигорске с разницей в два года, похоронены на некрополе под одним памятником.
Дети были только у Джузеппе. Сын Александр (1831-1907) продолжил семейную традицию, после окончания строительного училища в Петербурге получил назначение в Бессарабию. Был главным архитектором Кишинева и Одессы. Его сыновья Александр (1871-1925) и Евгений (1883-1931) тоже были архитекторами, хотя работали больше над реконструкцией зданий. Александр похоронен в Харбине, Евгений в Кишиневе, рядом с отцом и бабушкой. Детей у них не было.
Когда поднялся вопрос о памятнике Бернардацци в Пятигорске, то выяснилось, что портретов их не сохранилось. Начались дебаты и споры о проекте. Потом появились другие государственные задачи, и вот уже на исходе юбилейного года вопрос о памятнике и даже о признании почетными гражданами завис. Пока любуемся сохранившимся наследием и ждем. Хотя бы через 200 лет хочется людям дань уважения отдать.