Карлос наше-все Кастанеда оставил нам в наследство уникальные знания. Они настолько выбиваются из нашей обычной картины мира, что спустя полвека все еще люди активно спорят об их интерпретации, значении и применении.
Если вы все еще не знакомы с трудами Кастанеды или же завершили их чтение на первой книге - крайне рекомендую все же дочитать до конца хотя бы ради общего самообразования. Более того, рекомендую по возможности прочитать на английском языке. Поднимаемые темы и без того сложны, а трудности перевода на русский их значительно исказили.
В качестве небольшого отступления, приведу пример с ключевым понятием намерения - некое ментальное усилие, порождающее магию, согласно учению дона Хуана. В русском языке оно путается с обычным, бытовым намерением - желанием и направленностью что-то взять и сделать. В английской же версии для этих двух понятий используется два разных слова - intention (бытовое намерение) и intent (то самое намерение). За пределами вселенной книг Кастанеды слово intent используется в официальных юридических ситуациях, как синоним умысла. Так вот, к чему эта минутка лингвистики. В русском языке есть, хоть и устаревшее, но зато идеально подходящее для перевода слово: преднамерение, так же использовавшееся в юридической практике. И в этом случае нам становится проще понять то самое намерение: это то, что идет перед намерением, еще до него, первый импульс лишенный эмоциональной окраски.
Однако для понимания этой конкретной статьи все же необязательно читать или перечитывать книги Кастанеды на английском: я постараюсь доступно рассказать о вратах сновидений, также все термины и цитаты из книги "Искусство сновидения" буду приводить на английском языке с моим нелитературно-дословным переводом на русский. Также я буду сравнивать трактовки врат, принятые в русскоязычном и англоговорящих сообществах. Перейдем собственно к основной теме.
Очень грубо учение Кастанеды можно поделить на сталкинг и сновИдение. Сталкинг это техника осознания в реальности, в том, что по Кастанеде называется первым вниманием. СновИдение же преимущественно касается второго внимания. По книгам это напоминает осознанные сны (ОС) и именно из этой парадигмы я и буду исходить. Но имейте ввиду, что есть вполне полноправная точка зрения, что сновИдение по Кастанеде не имеет вообще ничего общего с ОСами.
Итак, Карлос со слов дона Хуана передает множество интересных техник и опытов касаемо сновидений, но я в этой статье сконцентрируюсь только на так называемых вратах сновидений (Gates of Dreaming). Это можно рассматривать как отдельные уровни, квесты, рубежи, необходимые сновидцам для достижения совершенства в этом искусстве.
"There are seven gates," he said as a way of answering, "and dreamers have to open all seven of them, one at the time. You're up against the first gate that must be opened if you are to dream."
"Существует семь врат," - сказал он в качестве ответа, - "и сновидцы должны открыть все семь, по одним за раз. Ты прямо перед первыми вратами, которые должны быть открыты, если ты собираешься заниматься сновидением".
Если кто-то будет говорить, что их 9, 10 - это, что называется, "не канон", Кастанеда писал только, что врат семь. Однако непосредственно он описал только 4 из них, по остальным есть лишь догадки. Рассмотрим их все.
Первые врата сновидения
We reach the first gate of dreaming by becoming aware that we are falling asleep, or by having, like you did, a gigantically real dream. Once we reach the gate, we must cross it by being able to sustain the sight of any item of our dreams.
Мы достигаем первых врат сновидения путем осознания, что мы засыпаем, или же, как ты сделал, видя неимоверно реалистичный сон. Когда мы достигли врат, мы должны их пройти путем способности поддерживать видение любого предмета наших снов
Здесь первы врата описаны еще туманно, но из этой цитаты мы видим важную деталь: прохождение врат состоит из двух частей: достижение врат и, собственно, их прохождение. Вот более подробное описание достижения первых врат:
"The first gate is a threshold we must cross by becoming aware of a particular sensation before deep sleep," he said. "A sensation which is like a pleasant heaviness that doesn't let us open our eyes. We reach that gate the instant we become aware that we're falling asleep, suspended in darkness and heaviness."
"Первые врата это порог, который мы должны пройти путем осознания определенного ощущения перед глубоким сном," - он сказал. "Ощущение, которое подобно приятной тяжести, которая не дает нам открыть глаза. Мы достигаем эти врата в тот момент, когда начинаем осознавать что мы засыпаем, погружаясь в темноту и тяжесть."
Довольно конкретное и точное описание. Для опытных практиков осознанных сновидений это довольно простое задание, достаточно освоить техники прямого метода по Михаилу Радуге с одной лишь поправкой - нужно не "ловить микросны", а оставаться в сознании все время. Мне несколько раз удавалось словить сам момент засыпания: это ощущается как падение вниз в тягучее пространство, после чего происходит щелчок - и ты понимаешь что все, это уже сон.
Мы достигли первых врат, осталось их пройти:
"I'm going to repeat what you must do in your dreams in order to pass the first gate of dreaming. First you must focus your gaze on anything of your choice as the starting point. Then shift your gaze to other items and look at them in brief glances. Focus your gaze on as many things as you can. Remember that if you glance only briefly, the images don't shift. Then go back to the item you first looked at."
"Я собираюсь повторить, что ты должен сделать в своих снах, чтобы пройти первые врата сновидения. Во-первых ты должен сфокусировать свой взгляд на чем угодно на твое усмотрение, в качестве стартовой точки. Сфокусируй свой взгляд как можно большем количестве вещей. Помни, если ты только быстро бросаешь взгляд, изображения не меняются. Затем вернись к первой вещи, на которую ты смотрел."
Здесь мы видим типичную технику теста на реальность. Например, в качестве первого предмета для внимания можно использовать часы, и тогда взглянув на них во второй раз во сне, вы заметите, что время на них уже совсем другое - это помогает осознаться во сне. В этом тоже нет совершенно ничего сложного для онейронавта, даже совсем новичка.
Стоит отметить, что сам Карлос толком не сделал ни того, не другое - он годами искал свои руки во сне. Сейчас есть более эффективные техники выхода в осознанные сновидение.
Вторые врата сновидения
Вот мы играючи прошли первые врата и пытаемся подойти ко вторым вратам сновидения. Здесь уже не все так однозначно.
"You reach the second gate of dreaming when you wake up from a dream into another dream. You can have as many dreams as you want or as many as you are capable of, but you must exercise adequate control and not wake up in the world we know."
"Ты достигаешь вторых врат сновидения, когда просыпаешься из одного сна в другой сон. У тебя может быть столько снов, сколько захочешь или столько, сколько сможешь, но ты должен иметь адекватный контроль и не просыпать в мире, который мы знаем."
Часто на просторах интернета можно увидеть, что вторые врата это про то, чтобы уснуть во сне, но нет! Это про то, чтобы проснуться, не вылетев в реал. Закрыть глаза и второй раз заснуть в осознанном сне - проще простого, сложнее эти самы глаза потом открыть. Дело в том, что открывая глаза во сне, мы автоматически открываем их наяву. Поэтому нужно проявить зрение не открывая глаз, например, путем ощупывания пространства. Тогда сенсорно-моторная кора "разбудит" зрительную, и картинка проявится.
Но Кастанеда не был бы самим собой, если бы он и этот пункт не прошел вкривь и вкось. Но зато мы теперь знаем расширенный вариант достижения вторых врат.
"The mistake was mine," he said. "I told you that one has to wake up in another dream, but what I meant is that one has to change dreams in an orderly and precise manner, the way you have done it.
"Это моя ошибка была," - он сказал. "Я сказал что надо проснуться в другом сне, но я имел ввиду, что надо сменять сны в упорядоченной и точной манере, так, как ты и сделал"
То есть на самом деле даже не нужно проходить квест с открытием-закрытием глаз, достаточно просто несколько раз намеренно сменить локации. Но дон Хуан не был бы собой, если бы все так было просто.
Don Juan said that there are two ways of properly crossing the second gate of dreaming. One is to wake up in another dream, that is to say, to dream that one is having a dream and then dream that one wakes up from it. The alternative is to use the items of a dream to trigger another dream, exactly as I had done.
Дон Хуан сказал, что есть два способа правильно пройти вторые врата сновидения. Первый это проснуться в другом сне, то есть иметь сон, в котором спишь а затем сон, как из него просыпаешься. Другой путь - использовать предметы сна, что бы запустить другой сон, как я и сделал.
То есть это уже не просто достижение вторых врат, но и их прохождение. Но и это еще не все:
"I mean that it's not true to say, for example, that the second gate is reached and crossed when a dreamer learns to wake up in another dream, or when a dreamer learns to change dreams without waking up in the world of daily life."
"Я имею ввиду, что не правильно говорить, что, например, вторые врата достигаются и проходятся когда сновидец учится просыпаться в другом сне или когда сновидец учится менять сны просыпания в мире повседневной жизни"
То есть, все то, о чем мы читали выше не правда? Seriously?
He described the rule of the second gate in terms of a series of three steps: one, through practicing the drill of changing dreams, dreamers find out about the scouts; two, by following the scouts, they enter into another veritable universe; and three, in that universe, by means of their actions, dreamers find out, on their own, the governing laws and regulations of that universe.
Он описал правило вторых врат в терминах трех шагов: один, практикуя упражнение по смене снов, сновидцы узнают о лазутчиках; два, следуя за лазутчиками, они входят в иную подлинную вселенную; три, в этой вселенной, посредством своих действий, сновидцы сами узнают управляющие законы и устав этой вселенной.
Здесь озвучен важный момент, нужно не просто сменить комнату в сновидении, пройдя в открытый проем, а использовать лазутчика. Это может быть как существо, человекоподобное или нет, так и предмет, дотронувшись до которого вас переносит в принципиально другую локацию, другой сон. Но возникает еще более насущный вопрос - что же это за вселенная такая, да еще и истинная? Неужели между первыми и вторыми вратами такая пропасть - мы только-только осознались, и тут же уже следующий уровень - в иных мирах?
I was not sure what he meant; he explained that the universe behind the second gate is so powerful and aggressive that it serves as a natural screen or a testing ground where dreamers are probed for their weaknesses. If they survive the tests, they can proceed to the next gate; if they do not, they remain forever trapped in that universe.
Я не был уверен в том, что он имел ввиду; он объяснил, что вселенная за вторыми вратами настолько могущественна и аггресивна, что служит естественным экраном или тестовой площадкой, где сновидцы прощупываются на свои слабости. Если они переживут тесты, они могут пройти к следующим вратам; если нет, они останутся навсегда в ловушке той вселенной.
Так вот в чем прохождение вторых врат! Не просто попутешествовать по снам, но и не застрять в некой ужасающей вселенной. Так, стоп, а что за вселенная-то? Я уже слышу смешки опытных онейронавтов и вижу их ностальгический взгляд, обращенный в свои первые опыты осознанных снов. Да-да, в эту страшную вселенную мы попадаем практически сразу и имя ей - бессознательное. Действительно, новички практически всегда сталкиваются в ОСах сразу же со всеми своими страхами и желаниями. Первые способны отвратить от практики, если новичок не найдет в себе силы, чтобы их преодолеть. А преодолев в ОСах, эти же страхи исчезнут и в реальности - представляете какая экономия на походах к психотерапевту? Ну а вторые отвлекают от достижения намеченных целей. Таким образом, если человек потакает своим страхам и желаниям, своим слабостям, то в контексте саморазвития в ОСах он обречен оставаться на одном уровне или деградировать.
Третьи врата сновидения
Мы поймали момент засыпания, сделали тест на реальность, еще раз уснули во сне и проснулись, не возвращаясь в реал, сменили несколько кардинально разных локаций и не стали заложниками своих слабостей: значит мы готовы подойти к третьим вратам.
"The third gate of dreaming is reached when you find yourself in a dream, staring at someone else who is asleep. And that someone else turns out to be you," don Juan said.
"Третьи врата сновидения достигаются, когда ты обнаруживаешь себя во сне, смотрящего на кого-то, кто спит. И этот кто-то оказывается ты", - сказал дон Хуан
Что же, порадуемся четким инструкциям. Проще всего это сделать через методики разделения с телом, включающие фантомные раскачивания. Обычно, но не всегда, вы оказываетесь в некой проекции своей спальни. Иногда, обернувшись, можно действительно увидеть свое тело. Единственный сложный момент может быть в том, что вы никогда не знаете заранее, увидите вы тело или нет, придется пробовать несколько раз.
Но все-таки и здесь не обошлось без подставы от дона Хуана.
"As you know, to be transported by a scout is the real dreaming task of the second gate," he explained. "It is a very serious matter, but not as serious as forging and moving the energy body. Therefore, you have to make sure, by some means of your own, whether you are actually seeing yourself asleep or whether you are merely dreaming that you're seeing yourself asleep. Your new extraordinary exploration hinges on really seeing yourself asleep."
"Как ты знаешь, быть транспортированным лазутчиком это истинное задание вторых врат," - он объяснил. "Это очень серьезное мероприятие, но не такое серьезное как укрепление и перемещение энергетического тела. Следовательно, ты должен убедиться, какими-то своими способами, в действительности ли видишь себя спящего или ты видишь сон, о том что ты спишь. Твое новое экстраординарное исследование зависит от того, действительно ли ты видишь себя спящим."
Внезапно выясняется, что нужен не просто осознанный сон, а прямо-таки подтвержденный выход в некий астрал. Причем как это подтвердить - будь добр, придумай сам.
"At the third gate of dreaming," he went on, "you begin to deliberately merge your dreaming reality with the reality of the daily world. This is the drill, and sorcerers call it completing the energy body.
"У третьих врат сновидения," - он продолжал, "ты начинаешь намеренно сливать свою сновиденную реальность с реальностью повседневной жизни. Это испытание, и маги называют его завершением (завершением построения/наполнения?) энергетического тела"
Складывается впечатление, как будто уснула на лекции по математическому анализу: сначала A+B=B+A, а в следующую минуту - ряды Фурье. Или все не так плохо?
К сожалению, дон Хуан нигде прямо не говорит об осознанных снах, подразумевая только два состояния: обычный сон и бодрствование, в том или ином внимании, да и с обычным сном не все так просто. Ведь о бессознательном он тоже говорил как об истинной вселенной: место, где нет наших масок и все наши психологические потроха вывернуты наружу. В этом случае, данная цитата может говорить об очень знакомом опытным практикам явлении, как ложные ОСы: человеку сниться, что он делает техники для выхода в осознанный сон, осознается, что-то делает там. Иногда такие сны позволяют реально осознаться во сне. Ложные ОСы можно распознать по тому, что именно вы в них делали, соблюдали ли вы намеченный план действий. Но если плана действий не было - увы, распознать весьма трудно. Вполне вероятно, дон Хуан предупреждает именно об этом явлении, а не требует выхода в астрал или куда-либо еще. Ведь для этого существуют следующие врата! Но об этом позже.
Итак, чтобы подойти к третьим вратам, нужно увидеть себя спящего, причем, как минимум, удостоверившись, что это не ложный ОС. Помимо прямых и непрямых техник выхода в ОС с фантомными раскачиваниями для этого можно использовать технику производства дубля. Суть ее заключается в том, чтобы внутри ОСа снова разделится с телом и создать дубля. Причем в этот момент происходит смена уровня сна, его углубление, и велик шанс оказаться в проекции спальни.
Теперь давайте уже пройдем эти третьи врата.
"There are two phases to each of the gates of dreaming," he said. "The first, as you know, is to arrive at the gate; the second is to cross it.By dreaming what you've dreamt, that you saw yourself asleep, you arrived at the third gate. The second phase is to move around once you've seen yourself asleep.
"К каждым вратам сновидения есть две фазы," он сказал. "Первая, как ты знаешь, это подойти к вратам; вторая это пройти их. Путем сновИдения, что ты видел во сне, что ты увидел себя спящим, ты приблизился к третьм вратам. Вторая фаза это перемещаться после того, как увидел себя спящего."
Звучит весьма просто, сначала неведомым образом выйти в недоастрал, а потом... просто побродить вокруг? Есть пара сложностей. Первая сложность, которая может возникнуть, это что вид своего тела на кровати может спровоцировать эмоции и вернуть нас в пробуждении. Поэтому основная рекомендация - отойти от своей тушки подальше. О второй сложности сообщает донХуан:
"Our tendency at the third gate is to get lost in detail," he replied. "To view things with great care and curiosity means to resist the nearly irresistible temptation to plunge into detail.
"Наша задача у третьих врат - затеряться в деталях," он ответил. "Наблюдать вещи с большой заботой и любопытством означает сопротивляться практически непреодолимому соблазну погрузиться в деталях.
Действительно, если в ОСе начинаешь залипать на предметы, на детали - они начинают поглощать внимание и мы выбиваемся из осознанного состояния. поэтому нужно проявлять любопытство - постоянно менять местоположение и фокус взгляда. Однако, этот совет актуален со времен первых врат, странно, что он возник только сейчас.
At the third gate, dreamers have to avoid a nearly irresistible impulse to plunge into everything, and they avoid it by being so curious, so desperate to get into everything that they don't let any particular thing imprison them.
У третьих врат сновидцы должны избегать почти непреодолимого импульса погрузиться во все, и они избегают этого путем проявления любопытства, настолько отчаянного пробраться везде, так что они не дают никакой определенной вещи захватить себя
Так значит мы просто ходим и не залипаем на вещи. Или не просто ходим?
He had told me I had to move around once I reached the third gate of dreaming, and to me moving around meant walking. I told him that I understood his point.
"It isn't my point," he curtly answered. "It's a sorcerers' point. Sorcerers say that at the third gate the entire energy body can move like energy moves: fast and directly. Your energy body knows exactly how to move. It can move as it moves in the inorganic beings' world.
Он сказал мне, что я должен перемещаться, когда достигну третьих врат сновидения, и для меня движение подразумевало хождение. Я сказал, что понял его точку зрения.
"Это не моя точка зрения," - он коротко ответил. "Это точка зрения магов. Маги говорят, что у третьих врат все энергетическое тело двигается, как энергия: быстро и прямо. Твое энергетическое тело точно знает как перемещаться. Оно может двигаться, как оно двигает в мире неорганических существ."
Прямое перемещение к заданной точке без шагов легче всего имитируется полетом. Только не порхание бабочкой с крылышками, а стремительный полет супермена: это действительно очень похоже на описание из цитаты. Что дальше?
You have fulfilled the drill for the third gate of dreaming: moving your energy body by itself. Now you are going to perform the real task: seeing energy with your energy body.
Ты справился с испытанием третьих врат сновидения: самостоятельное перемещение энергетического тела. Теперь ты будешь выполнять реальное задание: видение энергии своим энергетическим телом.
Третьи врата уже пройдены, можем немножко и мистицизмом позаниматься. Видеть энергии в ОСе звучит как плевое дело, однако вопрос в том, какое отношение увиденное будет иметь к реальному миру.
"It's the last task of the third gate of dreaming, and it consists of stalking the stalkers, a most mysterious maneuver. To stalk the stalkers means to deliberately draw energy from the inorganic beings' realm in order to perform a sorcery feat."
"What kind of sorcery feat, don Juan?"
"A journey, a journey that uses awareness as an element of the environment," he explained. "In the world of daily life, water is an element of the environment that we use for traveling. Imagine awareness being a similar element that can be used for traveling. Through the medium of awareness, scouts from all over the universe come to us, and vice versa; via awareness, sorcerers go to the ends of the universe."
"I want you two to break the boundaries of the normal world and, using awareness as an energetic element, enter into another," he said.
«Это последняя задача третьих врат сновидения, и она состоит в сталкинге сталкеров, самом таинственном маневре. Сталкинг сталкеров означает преднамеренно черпать энергию из царства неорганических существ, чтобы совершить магический трюк».
— Что за магический трюк, дон Хуан?
«Путешествие, путешествие, в котором осознанность используется как элемент окружающей среды», — объяснил он. «В мире повседневной жизни вода — это элемент окружающей среды, который мы используем для путешествий. Представьте себе, что осознание — это аналогичный элемент, который можно использовать для путешествий. Через посредство осознания к нам приходят лазутчики со всей вселенной, и наоборот; через осознание маги идут на край вселенной».
«Я хочу, чтобы вы двое разорвали границы обычного мира и, используя осознание как энергетический элемент, вошли в другой мир», — сказал он.
Здесь уже идет иной уровень, и это на прямую не касается врат, так что оставлю этот отрывок без комментариев. Но последний пункт, про путешествие в иной мир - это плавная подводка к четвертым вратам.
Четвертые врата сновидения
Это последние врата про которые в книгах Кастанеды говорится хоть что-то напрямую. Увы, здесь нет уже деления на приближение к вратам и их прохождение, дается все целиком:
Don Juan explained that, at the fourth gate of dreaming, the energy body travels to specific, concrete places and that there are three ways of using the fourth gate: one, to travel to concrete places in this world; two, to travel to concrete places out of this world; and, three, to travel to places that exist only in the intent of others. He stated that the last one is the most difficult and dangerous of the three and was, by far, the old sorcerers' predilection.
Дон Хуан объяснил, что у четвертых врат сновидения энергетическое тело путешествует в специфические, конкретные (реальные) места и есть 3 способа использования четвертых врат: первое, путешествовать в конкретные (реальные) места в этом мире; второе, путешествовать в конкретные (реальные) места вне этого мира; и третье, путешествовать в места, которые существуют только в преднамерении других. Он сказал, что последний вариант самый сложный и опасный из всех и был пристрастием старых магов.
Материалистов я попрошу не надолго выйти из чата. Три описанных варианта, чрезвычайно редки. Я лично не знаю ни одного онейронавта, ни хотя бы слышала от кого-либо, кому верю, об успешном путешествии вместе с тушкой в пределах этого мира или за ними, через ОСы. Если же здесь подразумевается, что тушка остается в кровати, то то чуть более вероятные события. Однако вопрос достоверности все еще открыт: мы можем путешествовать в полную информационную копию того или иного места, и даже считанное письмо не будет доказательством физического присутствия. Для этого надо своим "астральным щупальцем" сдвинуть вазу.
А вот последний момент интересен. Часто его трактуют, как путешествие по чужим снам. Многие практики, в том числе и заслуживающие доверия, утверждают что они так умеют, оставим это на их совести и предположим что да, так оно и есть. Однако я вижу несостыковку: в цитате упоминается то самое преднамерение, а не просто сны. Преднамерение - это акт требующий огромного волевого потенциала, поэтому я могу предположить, что речь идет не просто о чужих снах, а о чужих искусственно созданных сновиденных мирах, так называемых вондерах, ну или как минимум осознанный сон. И тут четвертые врата заиграли новыми красками.
Пятые врата сновидения
По пятым вратам прямой информации уже нет, однако в русскоязычном интернете принято их трактовать как путешествия во времени, ссылаясь почему-то на главу "Полеты на крыльях намерения", в которой описано физическое перемещение Карлоса через второе внимание и лишь мельком упоминается "бросившая вызов смерти", которая воссоздала в своем осознанным сне город из прошлого, затащила в этот сон Кастанеду, и так он прошел четвертые врата.
Но если таки принять эту точку зрения, то все и просто и сложно одновременно. Можно ретроградно погрузиться в любое воспоминание из прошлого в осознанном сне и понаблюдать все от первого лица - ведь наша память все хранит. Может вознамериться попасть в свое будущее, но пока оно не наступит, проверить так ли это, будет сложно. Что касается далекого прошлого и далекого будущего, тут также стоит остро вопрос верификации, чтобы отличить этот опыт от воображения.
К слову, англоязычный интернет породил еще менее скудный вывод, что речь про возможность использования сновиденного тела в повседневной жизни (Ability to use the dreaming body in everyday life), не приводя никаких цитат.
Шестые врата сновидения
В рунете для описания шестых врат приводится вот такой абзац:
"Эмиссары рассказывали, что где-то здесь находятся женщины-нагвали текущих магических линий в состоянии воспламенения эманаций, растянутом во времени. Найти их могут лишь мужчины-нагвали. Одного прикосновения к женщине-нагваль достаточно, чтобы выйти в третье внимание."
Проблема в том, что я не могу его отследить. Все звучит логично, но Кастанеда об этом не писал (Флоринда и Тайша - тоже), и непонятно почему именно такими должны быть шесты врата. Но предположим, что так и есть, и прохождение шестых врат - обретение третьего внимания. Первое внимание - наша обычная жизнь. Второе - сновидение, а третье нам по умолчанию становится доступно только в момент смерти, согласно дону Хуану. Возможно здесь стоит вспомнить конечную цель тибетской йоги сновидений - вИдение чистых энергий без всяких декораций в сновидении, вероятно это и есть третье внимание. Именно в нем можно подобраться к суровому Орлу, пожирающему наши сущности, опыт и память после смерти.
Англоязычные ресурсы дают еще меньше информации по шестым вратам: "Перемещать физическое тело в другую локацию". Это уже похоже на отсылку к вышеупомянутой главе "Полеты на крыльях намерения".
Седьмые врата сновидения
Англо- и рунет сходятся во мнении относительно последних, седьмых врат. Опять же, в книгах про это ничего нет, но логично предположить, что финал истории должен заключаться в обретении и сохранении своей целостности: обмануть Орла, саму смерть, и обрести истинную свободу за пределами человеческого существования:
"Выход к подножию Орла, где возможно непосредственное видение Орла, накатывающей силы и больших эманаций (очень опасное место)."
Ведь в этом и есть конечная цель учения дона Хуана.