Найти тему

Глава 10.2 Оценка перспектив развития Пензенской агломерации. Концепция на основе областной кольцевой магистрали

381 прочитал

Кольцевая структура формирования Пензенской агломерации

В качестве основы концепции взяты элементы генеральных планов г.Пензы 1953, 2018 и 2021 годов, а также некоторые принципы формирования городских образований из классических теорий (в том числе концепции Города–сада Э. Говарда).

Идеалистические концепции редко подходят для реализации, тем более для агломерации. Однако, идеи заложенные в них, бывают крайне полезны для реальных проектов.

Формирование Пензенской агломерации на основе кольцевой магистрали имеет множество преимуществ по сравнению с любыми другими предложениями.

Целесообразность создания областной кольцевой магистрали на основе федеральных трасс, думаю, ни кто не подвергнет сомнению.

Также будет крайне сложно подвергнуть сомнению целесообразность организации промзон и логистических центров за этой кольцевой автодорогой.

Районы активного промышленного роста и инфраструктурного строительства в Пензенской агломерации при  планировании развития на основе Пензенской областной кольцевой магистрали
Районы активного промышленного роста и инфраструктурного строительства в Пензенской агломерации при планировании развития на основе Пензенской областной кольцевой магистрали

Перспектива организации экологической зоны между г.Пенза и областной кольцевой магистралью (Пензенский аналог ЦКАД) , а также запрет строительства во внутренней части кольца этой автодороги, у кого–то может вызвать сомнения. Однако у такой структуры есть очень важные достоинства:

Организация промзон и городов спутников за пределами кольца, при таком большом диаметре, позволяет при проектировании использовать так всем удобную шахматную планировочную структуру и создавать самодостаточные с экономической, промышленной, транспортной и др точек зрения образования. При этом очень важно, чтоб транспортные потоки кольцевой были разделены с транспортными потоками городов спутников, то есть трасса не может проходить по границе города или через него.

В случае необходимости увеличения пропускной способности федеральной трассы, территории внутри кольцевой магистрали позволят безболезненно решить эту проблему расширения, при условии, что внутри кольца не будет вестись застройка.

Экологическая зона между городом Пенза и областной кольцевой магистралью будет выполнять буферную, защитную функцию и позволит как жителям г. Пенза, так и жителям городов спутников иметь доступ к чистым природным территориям. Детские лагеря, санатории, лечебные заведения и зоны отдыха, экологически чистое сельское хозяйство и тд — это то, что не хватает нам сегодня.

Санатории, детские лагеря, зоны отдыха  на природе в Пензенском регионе
Санатории, детские лагеря, зоны отдыха на природе в Пензенском регионе

Как думаю, многие знают, что из областных сёл и деревень ежедневно приезжает на работу не менее 40% автомобилей, стоящих в пробках. Организация по периметру пензенской кольцевой магистрали множества рабочих мест позволит значительной части населения области работать именно там. Работа около дома или 40 км до Пензы — выбор очевиден. К тому же, эти рабочие места будут привлекать население в пределах 80 км от г.Пенза, тем самым, в результате маятниковой миграции населения, размер Пензенской агломерации будет естественным образом увеличен до 160 км или более в диаметре.

Районы Пензенской области  которые будут  задействованы в агломеративных процессах
Районы Пензенской области которые будут задействованы в агломеративных процессах

Важно развивать всю структуру агломерации, как единое образование. Пенза, новые города спутники и пригороды — это единая структура, агломеративное образование, управляемое и развивающееся, как единый организм.

Перспектива развития такой системы не менее 100 лет активного роста. При этом формируется самодостаточная агломерация, имеющая множество преимуществ перед спонтанно образовавшимися и развивающимися по иным принципам агломеративными образованиями.

Фактически формируется распределенная структура (>>), где г. Пенза выполняет административные функции, а весь остальной функционал равномерно распределен по всей агломерации.

Схематичное изображение структуры формирования Агломерации на основе Пензенской областной кольцевой автодороги
Схематичное изображение структуры формирования Агломерации на основе Пензенской областной кольцевой автодороги

От такого подхода можно ожидать максимального положительного эффекта как в сфере демографии, так и в росте промышленности, социальной обеспеченности, экологической безопасности и др. В конечном итоге, это позволит перевести регион из статуса дотационного в статус донора.

С учетом надвигающегося экономического кризиса, данный проект позволит нашему региону не только избежать его последствий , но и стать передовым в Новой России.

Привлечение местного крупного строительного и иного бизнеса, а так же населения к реализации такого проекта, создаст предпосылки для консолидации общества, предложив всем участникам реальную и достижимую цель, тем самым позволив нарастить темпы развития региона.

Одновременно с проектом по формированию агломерации, необходимо завершить строительство основных кольцевых элементов транспортной системы города.

Приведение в норму транспортной ситуации в городе и перевод основных строительных мощностей за пределы города, позволит отказаться от уплотнительной высотной застройки в Пензе, которая будоражит и вызывает недовольство у населения.

В конечном итоге необходимо провести реконструкцию исторической части города, а так же уделить особое внимание вопросам восстановления утраченных в результате бесконтрольной застройки экологических зеленых территорий, тем самым создав благоприятный облик города для жителей и гостей.

Регулирование застройки на основе главного принципа равновесия между промышленными и жилыми зонами, будет создавать дополнительный стимул для осуществления именно комплексного развития территорий. В этом случае формального запрета на застройку территорий вводить не требуется, регулирование будет осуществляться естественным образом.

Принцип равновесия между зонами проживания и зонами предоставляющими рабочие места. Если  есть много рабочих мест, то можно построить рядом много жилых домов.
Принцип равновесия между зонами проживания и зонами предоставляющими рабочие места. Если есть много рабочих мест, то можно построить рядом много жилых домов.

Даже если просто поверхностно посмотреть на сравнение двух вариантов развития агломерации, то предложенная концепция на основе кольцевой автодороги — это то, что нужно нашему региону. Альтернатива очень неутешительна — пробки, социальное недовольство населения, ограниченный потенциал развития.

Подробнее о концепции развития пензенской агломерации в подборке.

Предыдущая тут. Следующая Глава 11 Северная хорда

Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соц сетях(ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца комментируйте и вносите свои предложения — они важны.

#пробки #генплан #генеральныйплан #пенза #дороги #трасса