Найти в Дзене
Юрист Дмитрий Фоменко

О праве граждан знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения их обращения.

Добрый день, меня зовут Дмитрий Фоменко. В этой статье я бы хотел привести пример административного дела (определение Верховного Суда РФ от 06.07.2022 № 18-КАД22-19-К4), которым признано право гражданина ознакамливаться с материалами проверки ранее поданных им обращений и предоставлении возможности снимать копии обращений и ответов на них.

Названное дело вошло в «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2022)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022).

Фабула дела в следующем.

Гражданин, обратился в Управление по вопросам семьи и детства администрации Ейского района Краснодарского края с заявлением об ознакомлении с материалами рассмотрения его обращений и о снятии копий с них с помощью его цифровой камеры.

В ответе на заявление гражданину отказали в возможности ознакомления с материалами проверки по его обращению, аргументируя свой отказ тем, что Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не устанавливает право заявителя знакомиться с ранее направленными обращениями и ответами на них, а также снимать (в любой форме) копии с них.

Гражданин с таким ответом Управления не согласился и обратился в Ейский городской суд Краснодарского края с административным иском.

Решением Ейского городского суда Краснодарского края в удовлетворении требований административного истца было отказано. Суды апелляционной инстанции и кассационной инстанции также согласились с решением суда первой инстанции, вследствие чего дело дошло до Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ отменила все судебные акты по рассматриваемому делу и удовлетворила административное исковое заявление гражданина по следующим основаниям.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

При рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну п. 2 ст. 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 7 февраля 2013 г. N 134-О по жалобе граждан Андреевой Т.А. и Юрченко Д.В. на нарушение их конституционных прав положением пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", то обстоятельство, что право гражданина знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, увязано законодателем с периодом рассмотрения его обращения, не исключает осуществления гражданином этого права и после направления ему уполномоченным органом, должностным лицом соответствующего ответа.

Ознакомление гражданина с названными документами и материалами после получения им официального ответа на свое обращение дает ему возможность лично проверить обоснованность такого ответа.

Из материалов дела следует, что гражданин обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему информации.

Под информацией федеральный законодатель в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") понимает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме. Положения данного федерального закона в силу прямого указания в п. 1 ч. 1 ст. 1 регулируют отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации.

Названный федеральный закон в статье 8 закрепляет право граждан осуществлять поиск и получать любую информацию в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным законом и другими федеральными законами (часть 1); право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2).

При рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

Из совокупного анализа приведенных норм с учетом их толкования Конституционным Судом Российской Федерации следует, что пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на который ссылался административный ответчик в обоснование отказа предоставить гражданину возможность ознакомления с материалами ранее рассмотренных его обращений, подлежит применению в системной взаимосвязи с иными требованиями федерального законодательства, в том числе Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном определении от 7 февраля 2013 г. N 134-О указал, что положение пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в системной взаимосвязи в том числе с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предполагает, что уполномоченный орган (должностное лицо) в соответствующих случаях отказывает гражданину в доступе к названным документам и материалам на том основании, что содержащаяся в них информация, затрагивающая права, свободы и законные интересы других лиц, хотя и не защищается в качестве государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, однако отнесена к сведениям, распространение которых в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке ограничено или запрещено.

Такие обстоятельства административным ответчиком в отказе предоставить информацию не указаны.

С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда отменила названные судебные акты и административное исковое заявление гражданина удовлетворила.

Соответственно, гражданин вправе ознакамливаться с материалами проверки его обращения не только в период рассмотрения такого обращения, но и в последующем, в том числе, с возможностью фотографирования документов.

Для оказания юридических услуг, мои контакты указаны в визитке страницы.

Также рекомендую статьи:

Требования к письменному обращению граждан в государственный орган.

О правах гражданина при рассмотрении обращения государственным органом.

Действие государственного органа после получения обращения гражданина?

Каким способом гражданину предоставляется ответ на обращение в государственный орган?

О законности предоставления ответов гражданам органами и должностными лицами, в которые граждане не обращались.

Какую ответственность несут должностные лица за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан?

Как составить и подать жалобу в прокуратуру?

Как обжаловать бездействие прокуратуры в вышестоящую прокуратуру?

Образец жалобы в прокуратуру субъекта РФ на бездействие городской (районной) прокуратуры.

Как отложить судебное заседание по административному делу?

Образец заявления о выдаче исполнительного листа по гражданскому делу

По каким основаниям квалификационная коллегия судей может привлечь судью к дисциплинарной ответственности?

Образец возражения на судебный приказ

Образец ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы по гражданскому делу.

Соглашение супругов о разделе совместного нажитого имущества.

Свидетель в гражданском процессе.