Наверняка вы уже слышали историю белого медведя, которого в начале сентября обнаружили на Диксоне местные жители. Он был ранен и лежал в овраге с угольной пылью недалеко от жилых домов. Медведя транспортировали в Норильск — оттуда началась долгая история его спасения.
У хищника нашли огнестрельные ранения, он был частично парализован. Чтобы провести обследование и попытаться спасти животное, было решено отправить его в Москву. Спасательную операцию проводили Росприроднадзор, «Норникель» и Московский зоопарк.
Несмотря на тяжёлое состояние, у медведя был хороший аппетит. Для него разработали специальную диету, чтобы хищник получал с едой все необходимые микроэлементы и лекарства, но при этом не поправлялся. Поначалу медведь съедал в день по 3–4 литра каши с нежирным мясом или рыбой, затем в неё стали постепенно добавлять говядину, курицу, яйца и овощи. Оказалось, что больше всего животное любит крольчатину.
Оказалось, что из-за травм животное уже никогда не сможет ходить. Чтобы разработать для медведя план лечения и реабилитации, к нему приехали врачи из Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени Скрябина. Врачи надеются, что животное хотя бы сможет самостоятельно стоять и что со временем улучшатся его рефлексы.
Медведя решили назвать Диксоном и оставить его жить в Московском зоопарке. Там ему уже начали перестраивать вольер, чтобы он смог делать упражнения для реабилитации, в новый дом также добавили снег, чтобы условия пребывания максимально напоминали естественную среду.
В программу реабилитации входят водные упражнения — для этого оборудуют специальный бассейн. Сейчас инженеры разрабатывают конструкцию, с помощью которой животное будет заходить в воду из вольера, систему подъёма из воды на случай экстренной ситуации. Соорудить такой бассейн — дело небыстрое, да и самому «пациенту» для плавания ещё нужно физически окрепнуть.
А еще в программу реабилитации входят стимуляция стоп, обогащение среды обитания и упражнения. Также врачи предложили использовать в вольере разное напольное покрытие, например, искусственную траву и шершавые поверхности, чтобы к медведю постепенно возвращалось ощущение положения тела в пространстве.
Хищник понемногу привыкает к людям, которые с ним работают. В зоопарке говорят, что он узнаёт их по запаху, тембру голоса и визуально. Когда сотрудники зоопарка подходят утром к вольеру и зовут Диксона, он понимает, что это знакомые люди, встречает и просит дать поесть. На незнакомцев медведь предупреждающе фыркает.
25 сентября Диксон начал реагировать на щекотку. Но врачи предупреждают, что быстрых результатов ждать не стоит — нужно набраться терпения.
В зоопарке с медведем занимаются постоянно, даже в выходные. Ежедневно его приучают к ветеринарным процедурам: проверяют состояние зубов и глаз, а также готовят к забору крови из лапы — для этого он учится выставлять её вперёд по требованию врача.
Чтобы медведю было интереснее и он мог как бы самостоятельно «добывать» себе еду, а не просто получать её каждый день по расписанию, ветеринары стали прятать пищу в коробки, заворачивать в бумагу и раскладывать по клетке на разной высоте. Несмотря на то, что обед теперь иногда приходится искать самостоятельно, а рацион тщательно выверен специалистами, Диксон всё-таки потолстел.
Светлана Акулова, генеральный директор Московского зоопарка:
«Из меню медведя убрали овсянку и заменили её на специальные — менее калорийные — гранулы на растительной основе. В них содержатся витамины и минералы. Также убрали бульон. Теперь животному дают больше рыбы, а варёное мясо используется в качестве поощрения на тренингах. При поступлении к нам в зоопарк он весил 108 килограммов, а сегодня — около 130 килограммов. Медведь заметно поправился. А при его повреждениях важно, чтобы он оставался в оптимальном весе».
Диксон уже привык к месту, которое теперь навсегда останется его домом, и к людям, которые трудятся для того, чтобы его жизнь была максимально разнообразной и интересной в таких условиях.