Славянская мифология, под которой мы подразумеваем совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) от древности до времени их культурного и языкового единства, то есть до конца первой тысячи лет нашей эры, хотя и сохранилась фрагментарно, свидетельствует о развитии древнеславянского Пантеона и связанных с ним верований.
Еще десять веков назад у славянских народов существовала целостная и во многом для всех единая мифологично-религиозная основа. Общими были и представления о мире и о жизни. Эти представления хранились и развивались со времен протославянской древности. Хотя и нельзя говорить об едином пантеоне западных и балтийских, восточных и южных славян, но все-таики совпадений и сходства чем различий и это сходство является очевидным.
Сегодня нам известны высшие Боги и духи и их роль в ритуальных, юридических, экономических и военных делах разных этнических и племенных славянских общин.
Высшие Боги (общие для части славянских общин)
- Перун, Хорс, Дажбог или Дарбог или Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокош или Макошь, Мара или Морена, Жива или Джива, Велес, Сварог и Сварожичи, Руевит, Поревит.
- Трехголовые божества: Триглав и Троян.
- Божества с четырьмя лицами: пораненный, всевидящий свет-зрение,
- Боги определенных времен года: Ярилло (Яровит, Герувит, лат.Купало, Кострома.
- Божества социальных явлений: Радогост (Радхост).
- Божества производительных сил природы: Припегала.
- Божества юношеского ликования: Лада, Лельо или Лель.
- Божества предка-покровителя: Чур.
Духи
- Духи судьбы и доли (Суд, вызов; Доля и Недоля, Лихо),
- Духи истины и лжи (Истина, справедливость, Кривда),
- Духи болезней и смерти (Навь, Морена (у некоторых славянских племен),
- Духи рождения и жизни (Род, как предок основатель и хранитель рода, живой и мертвый),
- Духи лихорадки и беспокойства (лихорадки),
- Дух воплощения смерти (Мари, мора у некоторых славянских племен и общин),
- Генеалогические герои - предки-основатели славянских Родов-народов (Кий, Щек, Хорив),
- Мифические предки (Чех, Лех, Крак, Славян, Рус),
- Мифологические существа (гиганты - богатыри),
- Монстры драконоподобной природы,
- Личности из преданий и сказок (Баба Яга, Баш-сталь, горный, водный и морской царь, Лесная мать, Леший),
- Призраки дома (домовые),
- Духи деревьев (Леши),
- Вещие птицы (Русалки, Гамаюн, Алконост)
- Вилы,
- Духи предков в животном облике (медведь, волк и т.д.) и многочисленные сверхъестественные существа.
Все это, конечно, нашло место в старом славянском календаре, и многое, с понятными изменениями, было привнесено в принятый христианский календарь и помещено вместе с христианскими праздниками, даже с самыми главными.
Религиозная нетерпимость, за которой, как правило, особенно в отношении славян, стояли другие причины и побуждения, приносила войны, убийство, резню, разрушение святынь, разрушение идолов. Православная церковь была относительно терпима в этом отношении, что особенно отражено в мудрых действиях Святого Саввы (южные славяне), чьи навыки просвещения соединили два подхода к
христианизации Балкан.
Османское вторжение и татаро-монгольское иго (не только Русь, но и Балканы, и балтийские славянские племена) отбросили православную церковь, и народ, наряду со скудным и недостаточно образованным духовенством, в почти дохристианское прошлое, но при этом они умудрились сохранить христианские убеждения и память о принадлежности к церкви. Сохранилось, увы не все наследие. Произошел разрыв многих связей между племенами и общинами, были прерваны или исковерканы многие "потоки" народной жизни.
Выступая против османов и ислама и сопротивляясь им, ведя борьбу с татаро-монголами, народы стремились сохранить свое традиционное наследие, находя в нем подтверждения своего исторического прошлого, этнического самосознания, религиозных особенностей и культурной самобытности.
В рамках такого охраняемого наследия взаимно прониклись и переплелись и христианское учение и древние исконные верования и обычаи.
Следовательно, славяне празднуют Рождество Христово как древнее Рождество Солнечного Бога с сочельником и соломой, а также многими очевидными признаками культа предков, что является несомненным признаком сохранения более древних верований.