Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Resurrection (2022): Пределы контроля

Оглавление

Этот триллер, вышедший на американской видеостриминговой платформе Shudder, я называю самым необычным из всех, которые я посмотрела в 2022 году. Он из тех, которые можно приводить в пример как мозгоскручивающий, потому что трудно сразу объяснить, о чём он.

Watcher, кстати, тоже с этого сервиса.

Постер к фильму
Постер к фильму

“Воскрешение” (Resurrection) – триллер режиссёра Эндрю Симанса (Andrew Semans), поставленный по его же сценарию. В 2016 году, к слову, вышел фильм “Танцовщик” (Dancer), рассказывающий об экстравагантном Сергее Полунине, в котором Симанс выступал как продюсер. А этот триллер стал первым за 10 лет его собственным режиссёрским проектом.

Сюжет “Воскрешения”

Главная героиня фильма Маргарет Бэллион-Уолш работает в биотехнологической фирме, специализирующейся на заместительной терапии и реорганизации клеточных мембран, воспитывает дочь Эбби. Эбби 17 лет, она очень самостоятельная, скоро переедет в колледж и её удивляет чрезмерная заботливость матери. Но эта забота становится ещё активней, после того как Маргарет увидела мужчину из своего прошлого на медицинской конференции.

Впечатления от фильма и попытка понять идею

Пусть сам фильм не произвёл на меня впечатление сам по себе, я посмотрела его из-за Ребекки Холл (исполнила роль Маргарет) и Тима Рота (роль Дэвида Мура, мужчины из прошлого), но в нём есть неожиданный поворот. И поворот этот трудно укладывается в голове, а это для фильма дополнительный плюс. Он делает фильм труднопреодолимым и некомфортным. И в нём любопытно обыграли рассказ Альмы из “Персоны” Ингмара Бергмана.

Итак, Маргарет Бэллион – мать-одиночка. Дочь Эбби для неё самый важный человек, для которого она работает и создаёт уют. Это очевидно по квартире, тому, как Эбби себя ведёт, свободно себя ощущает в пространстве и принимает решения.

Эбби и Маргарет – полные противоположности друг друга. Дочь расслабленная, живая и приятная девочка. А её мать, хотя и красивая взрослая женщина, вся напряжена, скованна. Это видно по тому, как она всё делает – это всё выглядит как строго регламентированное упражнение на брусьях.

В какие-то моменты кажется, что из двоих женщин именно Эбби старшая, а Маргарет – её подопечная. Маргарет не упускает возможности напомнить дочери, что никому не позволит её обидеть. Это для Эбби очень странно слышать. Она прямым текстом даёт понять, что такие вещи не стоит озвучивать.

***

- Но я тебя люблю, - отвечает Маргарет.

- Так и скажи, - объясняет Эбби.

- Я тебя люблю.

- Видишь? Это просто.

***

По ходу фильма становится очевидным, что дочь сама решает свою судьбу, а зависимое положение у матери. Маргарет, во-первых, мысленно постоянно находится в прошлом, во-вторых, её настроение зависит от близости к ней Эбби. Дочь скоро уедет в колледж, и это становится для Маргарет дополнительным стрессовым фактором, чтобы “сходить с ума быстрее”. Для неё отъезд повзрослевшего ребёнка из дома равен потере в прямом смысле. Потому её уровень контроля достигает неадекватной отметки.

Она даже уже не видит пределов этого самого контроля. Да, первоисточником её расстройства психики является именно Дэвид Мур, мужчина из прошлого. Диалоги между ним и Маргарет – это пример абсолютного сюрреализма, на который способна фантазия сценариста и его подкованность в созависимых отношениях. Если я правильно поняла метафору, то история между Маргарет и Дэвидом – это пример созависимости.

Маргарет в бесконечных мыслях о своих детях
Маргарет в бесконечных мыслях о своих детях

Об этом можно догадаться по открывающей сцене: сотрудница Маргарет крупным планом смотрит в камеру, за которой находится главная героиня, но рассказ девушки слушаем мы, зрители. Девушка рассказывает о своих отношениях. Её парень с ней груб, на что Маргарет называет его садистом. Очень даже возможно, что обращается она внутрь себя, в свои воспоминания о Дэвиде.

Причём корнем манипуляции в случае с Маргарет для управления женщиной мужчина выбрал именно ребёнка. Он сначала поделился своим семенем, которое дало плод, а потом забрал его назад. Причём сделал это в самый уязвимый женский период (прямо после родов), чтобы внедрить ей бессмертную надежду на воскрешение. Так он обеспечил себе постоянное присутствие Маргарет поблизости, сколько бы лет ни прошло, и выработал определённый словарь, чтобы управлять её сознанием. Это выражается в обсессивных рутинных действиях, которые он заставляет её выполнять, будто они приближают её к цели – к новой встрече с её сыном.

Вторая сторона этого фильма в том, что Маргарет, как жертва абъюзера, втянувшего её в созависимые отношения, всё же находит в себе силы и разрывает круг. Она буквально забирает собственными руками принадлежащее ей. И показано это напрямую. Она уничтожает вирус вины, источник, откуда поступают обвинения.

Тим Рот и Ребекка Холл (Дэвид и Маргарет). Тим Рот из тех актёров, кто умеет создавать вокруг себя атмосферу, необходимую для яркого иллюстрирования своего героя - он или отталкивает, или привлекает, или привлекает, будучи отвратительным по сути. Здесь он приводит в ужас своим образом, так мастерски войдя в образ абъюзера
Тим Рот и Ребекка Холл (Дэвид и Маргарет). Тим Рот из тех актёров, кто умеет создавать вокруг себя атмосферу, необходимую для яркого иллюстрирования своего героя - он или отталкивает, или привлекает, или привлекает, будучи отвратительным по сути. Здесь он приводит в ужас своим образом, так мастерски войдя в образ абъюзера

Этот фильм, с одной стороны, рассказывает о пределах контроля, а с другой, как далеко человек может зайти, пересекая эти пределы, пусть они и устанавливаются довольно строгим тоном.

В самом финале есть малейший намёк, что всё, что мы видели, лишь галлюцинация. Обратите внимание на реакцию Маргарет в последние секунды перед затемнением кадра. Словно она очнулась.