Триллер “Наблюдающий” (Watcher) режиссёра Хлои Окуно рассказывает параноидальную историю Джулии, которая уверена, что за ней наблюдают.
***
Премьера "Наблюдающего" в США состоялась 3 июня 2022 года, а дебютный показ – на кинофестивале "Сандэнс" и в рамках официального отбора на кинофестивале SXSW в 2022 году.
Общий хронометраж триллера – полтора часа. Большую часть фильма прослеживался концепт: словно всё происходящее – это иммерсивное действие, это начинает вселять надежду, что будет что-то классное и потому держит внимание, а малая часть фильма (финал) дарит разочарование зрителю. И эти несколько минут вызывают просто удивительное чувство, знакомое с детства. Дед Мороз не пришёл и не подарил куклу Барби или фломастеры.
О чём фильм и разбор
Супруги Фрэнсис и Джулия приехали в Бухарест. Муж получил повышение, а Джулия бросила попытки стать актрисой и курить, поэтому в новом месте ей делать нечего. Она не знает румынского, что доставляет дискомфорт – она слышит незнакомую вязь иностранного языка и чувствует себя ещё более несчастной от этого. Поверить в её отчаяние несложно – для зрителя субтитры тоже не добавлены совершенно умышленно, поэтому он начинает нервничать вместе с главной героиней. Судя по исходу фильма, неизвестно, чем бы она занималась, если бы не заметила, что из окна дома напротив кто-то смотрит в её окно. У Джулии не было и не появилось никаких идей о будущем. Это авторы сценария (Окуно и Зак Форд) почему-то решили пропустить, наделив профессией только мужа. Из Джулии получилась бродячая по Бухаресту душа, ищущая приключений.
Начало фильма вводит в тёмный непонятный мир Джулии. Цвета плана мрачные, заглавный титр розового цвета. Это напомнило мне “Ребёнка Розмари” Романа Поланского. Неужели будет что-то, связанное с дьяволом?, - подумалось мне. Или что-то потустороннее.
Фрэнсис постоянно на работе. Джулия гуляет по городу, купила сувенир – фигурку в виде графа Дракулы, познакомилась с соседкой Ириной и узнала, что у другой соседки постоянно сбегает кот Элвис, и она его ищет, стуча во все двери. Вот такая бытовая рутина, которая ничего не значит в рамках этого фильма, опять же зная исход.
Самое начало выглядит как концептуальная задумка. То есть именно зритель наблюдает за Джулией, сводя её с ума. Это словно предложение режиссёра представить себя на месте маньяка, чтобы прикинуть, что движет им, когда они выбирают себе жертву. Зритель наблюдает за одинокими блужданиями Джулии по городу, сопровождает её в кинотеатр, в супермаркет, следуя по пятам и пугая на каждом шагу. Для усиления напряжения (и словно бы для отвода глаз) сюжет подбрасывает историю с серийным маньяком по прозвищу Паук (The Spider. В сценарии имя у маньяка сначала было просто Headhunter), чтобы измотанная своими страхами Джулия во всём подозревала преследование, и ей бы мерещились отрубленные головы в пластиковых пакетах.
Но финал фильма абсолютно глупый и без каких-либо изысканных поворотов. Все начальные фишки – типа титров в стиле “Ребёнка Розмари” и даже “Экзорциста” (если рассматривать с точки зрения исходящего жёлтого света от окон), цветов как у Маргариты из Булгакова в руках Джулии, идущей с очередной прогулки, и фильма “Шарада” с Кэри Грантом и Одри Хэпбёрн – ничего не значат.
Отсылки, которые, как мне показалось, есть в “Наблюдающем”
В “Шараде” (1963, Charade), романтической комедии с элементами мистики, есть тема множественных личностей Брайана Крукшенка, среди которых главная героиня Реджина должна определиться, кому можно доверять. И потом, от образа Реджины с её профессией синхронного переводчика и намерением развестись с мужем, “отщипнули” часть для Watcher. Джулия теряется в иностранной речи, не чувствует комфорта рядом с мужем и готова покинуть Бухарест. Она чувствует, что что-то происходит, какую-то загадку нужно решить. Даже в произвольной форме повторяется сцена с кинотеатром из “Шарады”, когда Реджина прячется там от преследования. (Мне казалось, что комедию с Одри Хэпбёрн выбрали для триллера не просто так).
Забавно то, что для Майки Монро (Maika Monroe), которая исполнила роль Джулии, “Шарада” является словно талисманом. В фильме “Оно” (2014, It Follows) её героиня Джей тоже смотрит этот фильм и там ей тоже кажется, что за ней кто-то следит.
Атмосфера Экзорциста – откуда? Это ощущение у меня возникло в начале фильма, когда Фрэнсис и Джулия подъехали на такси к дому и остановились в арке, свет лился от фонаря и фар автомобиля. Это напомнило мне постер триллера Уильяма Фридкина со светом от крыльца. В его случае световой луч означал Люцифера, ведь Lucifer означает “светоносный”.
По жёлтым цветам, предвестникам несчастья и создающих ощущение тревоги, Мастер определил, что Маргарита словно специально взяла эти цветы, чтобы он её нашёл и узнал. Я посчитала, что в Watcher этот букет работает так же. Хотя, возможно, эта отсылка тут самая осмысленная (основываясь на моментах, когда Джулия помахала силуэту в окне напротив, а он ответил, и диалогу в вагоне метро).
В “Ребёнке Розмари” открывающие титры выполнены розовым цветом, в Watcher название фильма похоже на титры культового триллера. Розовый цвет является инверсией голубого. Голубой – цвет Богородицы. То есть у Поланского в этом шифруется противопоставление дьяволу. А у Хлои Окуно что?
Есть ещё элементы газлайтинга в этом фильме, которые как раз уместно вписываются, чтобы подойти к необычному повороту в сюжете (когда Фрэнсис не верит жене, что она находится в опасности и убеждает её, что во всём виновато её воображение). Они с одной стороны показывают поверхностное отношение мужа к жене, с другой – тоже усыпляют бдительность, заставляя верить, что дело только в отношениях между супругами.
Смотря фильм в первой его половине и подмечая отсылки, я думала, что из этих элементов сложится яркий финал, потому что на фоне наблюдения за Джулией и мелочей в виде мягкого жёлтого света и букета как в “Мастере и Маргарите” росло большое ожидание.
Хорошо, у меня была мысль, о чём этот фильм, но после финала не знаю, насколько она логична. Мне казалось, что идеей Хлои Окуно было показать состояние человека в незнакомом месте – незнание языка, новые улицы и привычки окружающих. Это не мегаполис, из которого она приехала (Нью-Йорк), а европейский город в юго-восточной Европе. В Нью-Йорке население составляет 8,5 миллионов человек, а в Бухаресте – 2,4. Разница в ритмах и энергетике городов и контраст для неё самой. В стрессе она начала сходить с ума – хотя бы не буквально, а от сложной адаптации.
Но в подворотне действительно ждал маньяк. И ничего больше.