Суд по иску Марины Рузаевой выслушал позицию представителя ГУ МВД России по Иркутской области
В Кировском районном суде Иркутска рассматривается гражданский иск Марины Рузаевой за полицейские пытки, которым она подверглась в отделе полиции «Усольский» в январе 2016 года. Потерпевшая требует 1 млн рублей компенсации. Ответчиками признаны Министерство финансов РФ, Казначейство РФ, МВД РФ и ГУ МВД России по Иркутской области.
Правоохранительные ведомства быть соответчиками по иску не согласны, как впрочем, они не согласны и с самим иском. На последнем судебном заседании представители МВД и ГУ МВД попросили суд отказать Рузаевой в полном объёме. Правда, не по всем моментам коллеги оказались солидарны и даже в один момент затеяли во время заседания спор.
По мнению представителя главка, ответчиком по иску Рузаевой может выступать сам муниципальный отдел МВД России «Усольский» — там же работали совершившее преступление сотрудники. «Но ведь муниципальной отдел «Усольский» — это территориальное подразделение ГУ МВД России по Иркутской области, верно?» — заметила представитель потерпевшей. «Да, но это не значит, что МО «Усольский» — не является самостоятельным юридическим лицом [которое может нести ответственность]», — ответила ей представитель главка. Ничего противоречащего своей позиции не нашла представитель ответчика и в том, что один из пытавших Марину Рузаеву полицейских — Станислав Гольченко — был принят на работу в полицию приказом начальника ГУ МВД России по Иркутской области. По ее словам, все выпускники Восточно-Сибирского института МВД России принимаются на службу приказом МВД.
Следующий аргумент представителя главка, почему потерпевшая обратилась не по адресу со своим иском, сводится к тому, что компенсацию должны выплачивать лица, которые причинили ей вред. «Но они же на момент совершения преступления были сотрудниками МО МВД», — вмешалась представитель МВД РФ. «Понятно. Но это же не исключает на данный момент взыскания компенсации морального вреда именно с них», — ответила ей коллега из главка. «Погодите, — остановила ее представитель МВД России, — но у нас истец обосновывает свои требования в связи с незаконными действиями полиции. У истца конкретная позиция». «А я и не говорю, что по каким-то временным рамкам устанавливать виновность или не виновность», — возразила ответчица. «А причем тут временные рамки?» — не поняла представитель МВД России . «Вы говорите о том, когда они причинили вред», — начала она. «Я не говорю, когда, — вновь объяснила представитель МВД России. — Я говорю о том, какие правоотношения возникают. Если бы потерпевшая просила взыскать компенсацию с причинения вреда здоровью, тогда это одни правоотношения, которые вытекают из Гражданского кодекса РФ и которые взыскиваются с причинителя вреда». Но представитель главка все равно осталась стоять на своем.
Наконец, добавила она, истец не представила в суд доказательства причинения именно правоохранительными органами физических и нравственных страданий и не обоснованно завысила сумму компенсации. Представитель ГУ МВД по Иркутской области также попросила суд учесть то, что причиненные Рузаевой телесные повреждения не повлекли тяжких последствий здоровью, а сотрудники, причинившие ей вред, были уволены из органов внутренних дел и осуждены на реальные сроки. В связи с этим всем представитель ответчика считает, что в иске потерпевшей нужно отказать в полном объеме.
Следующее заседание назначено на 12 декабря.
Напомним, Марину Рузаеву пытали трое сотрудников уголовного розыска МО МВД России «Усольский» — Денис Самойлов, Александр Корбут и Станислав Гольченко. В соседнем с Мариной доме произошло убийство, и оперативники попросили Рузаеву проехать с ними в отдел, чтобы та посмотрела фотографии подозреваемых — вдруг, кого-то из них она видела. Марина согласилась. Но в отделе полицейские пристегнули женщину наручниками к лавке, надели на голову пакет и стали бить и жечь электрошокером. Правоохранители требовали, чтобы Марина рассказала им все, что знает об убийстве. После такого «допроса» врачи зафиксировали у Рузаевой многочисленные ушибы головы и тела, а также электроожоги. Последствия пыток Марина ощущает до сих пор, ее здоровье было подорвано. Летом 2021 года суд признал полицейских виновными. Уже пенсионера МВД Дениса Самойлова суд приговорил к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима, а его бывших подчиненных — оперативников Корбута и Гольченко к трем с половиной годам колонии.
✦✦✦
🔄Наша позиция по поводу принудительного включения в реестр «иноагентов»