Сейчас о Великой Отечественной войне появилось много фильмов, документальных передач, книг и статей. Однако до сих пор остаётся немало мифов, которые живут в умах людей и которым продолжают верить.
Одним из таких спорных фактов является мнение о том, что все советские солдаты, которые попали в фашистский плен, подлежали аресту или расстрелу. О том, в где кроется правда, «расскажут» страницы рассекреченного дела лётчика из Марий Эл.
250 боевых вылета и 6 благодарностей Сталина
Николай Ксенофонтович Васильев родился в 1918 году в селе Шейбылак Медведевского района Марийской АССР. С первых дней кровопролитных боёв воевал с фашистскими захватчиками.
На счету уроженца Марий Эл участие в самых кровопролитных сражениях: за Сталинград и Ленинград. За четыре года он совершил более 250 боевых вылетов.
За успешное выполнение заданий Николая Васильева наградили орденами «Красной звезды» и «Красного знамени». Кроме того, он получил шесть благодарностей Сталина.
1 месяц и 2 дня немецкого плена
Именно столько наш земляк находился в плену. Кажется, что считанные моменты по меркам сегодняшнего дня. А много или мало в условиях войны?
Пожелтевшие от времени страницы погружают в страшные годы Великой Отечественной войны. История рассекреченного дела начинается ровно через два года после начала боевых действий на территории страны.
В 1943 году лётчики вели бомбардировку аэродрома Сталино (сегодня это недействующий аэропорт Донецка – прим.). После выполнения задания пилоты возвращались обратно, но не согласно намеченному курсу. Далее после получасового полёта отказал левый мотор.
«Не выпуская шасси, приземлились в р-не ст. Анапа. Сразу же командир скомандовал по пулеметам, затем вышли из корабля. Садились во 2-м часу ночи. Спрашивал командир штурмана еще в воздухе, где находимся. Он ответил: — Как будто на нашей территории. Затем мы втроем: я, радист и стрелок пошли в разведку, прошли километров – 2, ничего не могли обнаружить», — говорится в рассекреченном деле (здесь и дальше сохранена орфография и пунктуация рассекреченного дела – прим.).
Затем на рассвете фашисты заметили воздушный корабль и начали расстреливать его из пулеметов и винтовок.
«<…> Мы отбежали с километр, все 5 человек решили в плен не сдаваться. Радист и стрелок согласились пойти в разведку. Договорились, что они дадут 2 выстрела, если их заметят, а сами залегли втроем под кучкой подсолнуха. Местность была открыта. Расстояние было около 500 метров от нас до землянок – видно было, какая расположена немецкая часть», — свидетельствуют страницы истории.
Вскоре в направлении советских лётчиков двинулись 15 немецких захватчиков с автоматами, а в это время наши бойцы прятались от пуль в подсолнухах. Впрочем, всё-таки нашему земляку не удалось избежать плена.
Судьба советского военнопленного
Бойцов, которые освободились из немецкого плена, на Родине тёплый прием не ждал. Ждали многочисленные проверки. По официальным данным, свыше 200 тысяч советских военнопленных были осуждены за сотрудничество с врагом.
Лётчик из Марий Эл также проходил проверки, но ему повезло. После допросов Николая Васильева допустили до «неба».