54,1K подписчиков

Женился ли св. Георгий на спасённой им принцессе? И почему дракон... на поводке?

5K прочитали

Св. Георгий и дракон. Картина Паоло Урселло, 1450.
Св. Георгий и дракон. Картина Паоло Урселло, 1450.

А давайте-ка, дорогие читатели, посмотрим внимательно на иконы и картины, изображающие Чудо Георгия о Змие, и зададимся вопросом... А что это за веревочка такая, которой привязан дракон, к примеру — на картине Паоло Урселло, написанной им в 1450-м году? Дракона — что? — принцесса выгуливала, когда внезапно из-за скалы выскочил св. Георгий?.. Об этом тут речь?

Да и потом... Ну вот, Георгий поверг (вариант: смирил) дракона. А дальше? Женился ли он на спасённой принцессе? О чём эта история вообще? Мы тут не разбираем оригинальную (арианскую, и потому "забытую") легенду о святом Георгии, изученную нами прежде (см. о сём тут), но только ищем отзвуки её в последующей литературной традиции...

Русская и болгарская иконы "Чуда Георгия о Змие".
Русская и болгарская иконы "Чуда Георгия о Змие".

* * *

Как известно, популярная история "Чудо Георгия о Змие" на деле — не очень каноническая, не смотря на обилие икон, скульптур и пр. И поминание её католики даже вычистили из требников. Оставили только историю казни и мучений св. Георгия, коя с историей о драконе как то не очень связана. Многие полагают даже, что последняя относится скорее к числу т.н. "посмертных чудес". Впрочем, есть и те, что сей подвиг причисляют ко времени до казни.

Уже упоминалось, что история о битве с драконом истоком имеет фэнтезийный рассказ генуэзца Якоба де Ворагине (13 век). Вот, например, тут даётся её английская версия (с саксонским т.с. акцентом).

Заметим, существует и малоизученная, но более древняя рукопись на грузинском языке. Её палеографы датируют 11-м веком, и она хранится в библиотеке Греческого Патриархата Иерусалима (Jer. Geo. 2.а). Однако, сколько могу судить, она мало отличается от рассказа генуэзца, который явно взял эту историю из грузинского источника (а грузинский писатель, разумеется, пересказывает сказание русколанское)...

Ну, а теперь перескажем эту легенду и мы — по самому популярному её изводу, то есть в том виде, как она дошла до европейцев (англичан), благо она забавна и поучительна...

Легенда о Святом Георгии, Змие и принцессе (по "Золотому сказанию")

Итак дело было в городе, имя коему Силен, и который находился в Ливии (заметим — не в Ливане!!! или Палестине, а именно в Африке). При сём этот город полностью вымышленный.

Около сего города располагалось озеро или пруд, — источник пресной воды для горожан (а в Африке с водою проблемы). И тут, откуда ни возьмись, налетел дракон, который свил у озера своё гнездо. И как теперь было добывать воду? И тогда горожане собрались толпою и решили прогнать дракона, но когда подошли ближе и разглядели его — сами в страхе разбежались...

Дракон затем, по ночам, стал являться в городе — жёг и травил всех своим дыханием, похищал овец, а заодно и пастухов и пастушек. И тогда горожане решили откупаться от дракона, принося ему в жертву красивых девушек. Красивые они — слаще, может дракон это учтёт... Выбирали претенденток по случайному жребию.

И так многие красавицы были отданы дракону, а тот их съедал (может, и не всех, а тех, с которыми не сошёлся характером). Причём жребий мог достаться любой семье — и богатой, и бедной. И так однажды выбор пал на королевскую дочку.

Св. Георгий. Картина Альбрехта Альдорфера. XVI в.
Св. Георгий. Картина Альбрехта Альдорфера. XVI в.

Надо полагать, монархия там была не абсолютная, либо явление дракона расшатало устои власти. Король попытался выкупить жизнь дочери и предлагал много золота, но народ был против и угрожал поджечь его дворец.

Король выпросил неделю отсрочки, и стал готовить принцессу, как на свадьбу: видимо, король имел на дракона и дочку некие виды... Ведь бывали же случаи... К примеру, царствующий ныне император Галерий уверял, что он — сын дракона. Так что, чем чёрт не шутит... Стерпится — слюбится... И так вот, в конце концов, в свадебном наряде («нарядил он свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами») дочка короля и отправилась к дракону...

А тут-то мимо и проезжал Джордж (ну, в английской версии так)... По гречески выходит Георгий. Хм... Джордж, может, всё-таки? Вон, даже Грузия именует себя Джорджия (т.е. Страна святого Георгия")...

Принцесса, уже смирившаяся со своей участью (да и, думаю, тоже имевшая на дракона виды), поначалу не слишком обрадовалась непрошенному "освободителю". И даже попыталась его спровадить: "Ради Бога, добрый рыцарь Джордж (англосакс же явно нарисовался), шёл бы ты своей дорогой!.. Оставь меня в покое ради Христа, потому как помочь ты ничем мне не можешь".

Но святой Георгий, не слушая причитаний драконьей невесты, выхватил меч (гладиус), перекрестился им, и помчался навстречу дракону. А как подскочил, так и ткнул его копьём. Но не так чтоб слишком жёстко, больше припугнул и опрокинул животину вверх брюхом.

А после этого рыцарь приказал девушке: раздевайся! Ну, то есть отдай ему свой свадебный пояс. Между прочим, это именно свадебный обряд, пояс у невесты мог снимать (медленно сматывать под гимны Гименея) только жених в свадебную ночь, потому он и такой длинный...

Битва Георгия с драконом. Картина Витторио Карпаччо
Битва Георгия с драконом. Картина Витторио Карпаччо

Далее Георгий повелел завязать сей пояс вокруг шеи дракона, и более не бояться. Дракон же, ошарашенный происходящим, совсем присмирел; вёл себя теперь тихо, будто собачка на поводке. И так наши герои с драконом возвратились в город. При виде же их люди в страхе разбегались по горам и долам с криками: "Мы все умрём!.."

А Георгий их как мог успокаивал: "Не бойтесь, люди, верьте в чудо! А паче того верьте в Господа нашего Иисуса Христа! И ежели вы креститесь (а жители те были, понятно, язычники), то я зарежу дракона. Иначе..."

Горожане, очевидно опасаясь, что иначе Георгий напустит на них своего ручного дракона, крестились всем городом, вместе с королём. Георгий же вынул меч и отрубил безропотному дракону голову. Всем на радость, а попам на удивление.

Он также приказал затем вывезти тело дракона на поле и выбросить, чтобы не разносить по городу смрад и не вызвать чуму... Для чего потребовались аж 4 телеги (дракона пришлось ещё и нашинковать)...

Вот так! А вы, наверное, думали, что Георгий поразил дракона копьём? А оказывается всё-таки мечом, если верить первоисточнику. Причём это был уже не бой давно, а показательная казнь, ставящая целью крещение неких африканцев (большая часть коих, надо полагать, была неграми)...

Английская версия сказания о св. Георгии...


Вы думаете, наверное, что на этом история и завершилась? А вот и нет. Далее Якоб де Ворагине примкнул к сей легенде известный нам рассказ о мучительной смерти Георгия Победоносца от некого царя Дациана (о чём подробнее позже). Однако же и сим история святого Георгия, дракона и прекрасной принцессы не закончилась...

Битва С. Георгия с и драконом. Копия с картины Рафаэля Санти.
Битва С. Георгия с и драконом. Копия с картины Рафаэля Санти.

Спустя три столетия (или пять, если вспомнить грузинский первоисточник) эта история была ещё раз отредактирована и обросла новыми деталями в фантастической новелле о рыцарских приключениях, написанной неким англичанином Ричардом Джонсоном, коего за сии писания самого потом произвели в святые (до сего он был простым подмастерьем).

Ричард написал книгу "Семь хранителей христианского мира", в коей расписал жизнь всех святых-покровителей Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Португалии и Уэльса, то есть приключения Джорджа-Георгия, апостола Андрея, святителя Патрика, и прочих (книга его вышла в 1596 году).

В этой истории Джордж — истинный англичанин (забудем уже имя "Георгий"). Он — сын лорда Альберта и королевской дочери. И родился он сразу с крестом в руках, причём окровавленным, а на ногах у него оказалась золотая подвязка. Не удивительно (при таком количестве вещей, прихваченных из матки), что его мать умерла в родах.

Младенца Джорджа почти сразу выкрала ведьма, проживающая рядом в лесу, но ей не повезло, и её потом разорвали духи. Впрочем, к мальчику она относилась хорошо, даже одаривала (как и Стара Матерь князя Яра, если кто помнит ту болгарскую легенду).

Среди подарков ведьмы были: волшебный конь Баярд, имеющий свойство менять рост под стать хозяину. Она же преподнесла ему волшебные латы и оружие, из-за коих он стал непобедим. Ему же достался меч Аскалон (тот самый гладиус, коим он потом порубил дракона), сотворённый женщинами циклопами... Меч, оказывается, был с именем... А вы думали, что в этой истории только драконы, не так ли?

И облачённый таким образом, с мечом Аскалоном, верхом на Баярде, он и поверг дракона и спас принцессу, — точно так, как сие описано и в "Золотой Легенде". Только на сей раз мы узнали и имя самой принцессы — Сабра. И о Сабре там имеется ещё несколько историй.

1) Сабру ведут к дракону (Sir Edward Burne-Jones). 2) Любовь Георгия и Сабры. ( Dante Gabriel Rossetti)
1) Сабру ведут к дракону (Sir Edward Burne-Jones). 2) Любовь Георгия и Сабры. ( Dante Gabriel Rossetti)

От этого брака у св. Георгия и Сабры родилось три сына-англичанина. И заметим, что Сабра в этой истории — принцесса Египта, а её прежний жених король Марокко, узнав о женитьбе Сабры и Джорджа, чинил тому всякие препятствия и пытался убить св. Георгия, и посылал ему отраву и убийц. В ответ на это св. Георгий крестил и марокканцев, что тоже не близко... Кстати, его старший сын — рыцарь Гай Уорик, весьма популярный в Англии, потом также убил дракона, уже чисто британского... Такая получилась династия драконоборцев...

Сам же св. Георгий в сей истории также умер в мучениях, от короля Египта Дация (по Де Ворагине, "при владыке Дациане в правление Диоклетиана и Максимиана") и длились эти мучения 7 лет... Хотите верьте, хотите нет.

* * *

В заключение тут следует сказать, что при всей фееричности и авторском произволе сих историй, они вполне показывают, что среди источников о сём герое были и сказания русколанские.

Как "Золотая легенда", так и сказания "Семь хранителей христианского мира", явно имеют истоком также и русколанское "Золотое сказание о семи князьях, что под Алатырь горою сидели" (она же и "Ярилина книга"). Эти легенды вполне могли прийти в Европу вместе с библиотекой Анны Ярославны. Или даже раньше через Сурож (вспомним, там была генуэзская колония).

Король Египта Даций тут скорее всего т.н. "узурпатор Луций Домиций Домициан", римский император, имевший резиденцию в Александрии Египетской, и с коим воевал в 296 году император Диоклетиан. Возможно, исторический Георгий, что из аристократической семьи парфянских беженцев, служил поначалу именно ему... отсюда и египетские мотивы в сказаниях о св. Георгии...

Да и сын Георгия (Ягория Храброго), он же в славянском предании у влх. Мовеслава — Яриста (у Мовсеса он же — Аристакес, участник Никейского собора), также нам памятен не только по сказаниям.

Можно сказать, что славянские (арианские) истоковые предания именно потому были "забыты" (т.е. вычищены), что св. Георгий был родственником князя Буса, и почитался вместе с ним... А тем, кто учреждал поздний христианский конон, не нужен был Иной Христос (т.е. его Второе Воплощение), тем паче явившийся среди варваров-русколан, с коими в те столетия у Римской империи были войны... Посему и брат его (Георгий) оказался надолго в опале.

В статье использованы наработки моего брата Андрея

* * *

#ярилина книга #праистория  #ягорий храбрый  #святой георгий #бус белояр

Подписывайтесь также на резервные каналы:

В Ютубе: www.youtube.com/...rng В Rutube тоже начал давать видео

Во Вконтакте https://vk.com/id197571089 Телеграме t.me/AsovAlex:

* * *

Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon

Заказать книги Александра Асова можно в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".