Если убрать весь свет во вселенной, то цвета не будет. Ибо свет = цвет. Если исключить весь исторический опыт, то не будет смыслов цвета, с которыми мы живем и работаем.
Нам кажется, что цвета "вызывают" у нас чувства и эмоции, влияют на поступки. Мы верим в их значения! Вера основана не на реальном оказании воздействия цвета на жизнь, а на стереотипах, сложившихся в глубине веков.
Смыслы цвета рождены культурой. Их источник - мыслящий мир человек. В каждую эпоху, у каждого народа складывались свои системы смыслов цвета - культурные палитры.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый. Белый.
Смысловое содержание белого в отечественной культуре сконцентрировано в выражении «белый свет». Мы, русские пониманием его как безграничность неизмеримо большого и открытость всему существующему.
В русском языке множество и других «белых» сочетаний: «бел шатёр» – для обозначения славянского воинства, «белые руки» – для описания красоты.
Эпитет «белый» есть в мифах и сказках: белая уточка – положительный персонаж космогонических мифов и сказок,
белая берёзка – священное дерево,
бел-горюч камень (Алатырь) – священное чистое место,
палаты белокаменные – светлое, надежное, жилое место,
белый голубь – мир и гармония,
белый лебедь – любовь и верность,
белоликая красавица – прекрасная девушка.
В пантеоне славянских языческих богов и духов белый относился к цветам Белобога, Святовита, олицетворяющих светлые силы, а также солярных, воздушных и зимних божеств.
Кроме того, данный цвет считался символом Ирия (Рая).
С принятием христианства белый стали трактовать в рамках религиозной картины мира, обозначая им непорочность, спасение, чистоту души, святость и т. д.
В ходе истории белый стал обозначать состояние жизненного перехода, рубеж одного из этапов бытия: рождение, свадьбу или смерть. Традиционным маркером циклов жизни оказалась одежда, либо чисто белая, либо другого цвета, но украшенная смысловой белой вышивкой: младенцев оборачивали в белое, на свадьбу надевали белое, воины перед битвой обязательно надевали рубаху данного цвета, саван тоже был белым.
В повседневных текущих практиках к белому обращались только зажиточные люди, представители социальной элиты. Для шитья одежды использовались лен и шерсть, которые сложно и дорого отбеливались.
Значение светоносности белого пришло и в нашу архитектуру: сердце русской государственности, столица Московского княжества расцвела в этом цвете.
Белокаменная Москва стала таковой не сразу. Московский князь Иван Калита в XIVв., страстно желая сделать город столицей Божьего Духа, пообещал митрополиту Петру отстроить прекрасный храм – архиерейский собор.
И князь сдержал слово – все увидели светлое великолепие Успенского собора (тогда еще одноглавого), возведенного из белого камня. Православный престол был перенесен в Москву, что стало решающим шагом, к собирательству земель – становлению государственного единства будущей России.
Позднее не только храмы столицы, но и Кремль, крепостные стены слобод, дома простых жителей стали белыми – строители использовали известняк, белили, облицовывали город светом. К сожалению, от той Москвы мало что осталось – большие пожары, перестройки, войны изменили белый облик.
В дальнейшей дореволюционной культуре России этот цвет продолжал соединять мифологическое и христианское, Бога и правителей государства. Отразились эти смыслы белого и в том, что в начале ХХ века в России последователей монархических идей стали называть «белыми».
«Белая идея» возникла эпоху революций и гражданской войны начала XX в. Белый был противопоставлен цвету крови, окрашивающему политическое противостояние народа.
Офицеры, возглавлявшие монархическое движение, утверждали принцип «Великой, Единой и Неделимой России». Оформление Белого движения в России началось с корниловского выступления, а завершилось с приходом к власти адмирала А.В. Колчака.
Сила духа и трагедия судьбы белых офицеров была описана М. Булгаковым в «Белой гвардии» и в многочисленных произведениях русской белой эмиграции.
В следующей истории поговорим о белом в Европе. Начнем с ее "колыбели" - античности.