Рассмотрим шесть классических схем планировки городов, а также несколько народных, стихийно образованных в современное время, рассмотрим применение их к российским и зарубежным городам.
Радиально-кольцевой называют планировку таких городов как Москва, Париж, Минск. Как правило, такая планировка складывается исторически и стихийно. Некоторые города, например Прага, исторически развивался под данной планировкой, однако учитывая минусы в использовании, город начали децентрализовывать таким образом планировка является смешанной. Москва также в попытке разорвать историческую систему, присоединила к городу новые территории в 2012 году. Правда сказать по факту, не один из транспортных потоков не был смещён и Москва по-прежнему остаётся строго радиально-кольцевой.
Из плюсов данной планировки можно отметить доступность центра города, возможность подъезда к нему с 6-ти и более сторон (лучей), Такая планировка хороший плацдарм для качественного расширения города, не создается в городе недоступных зон (медвежий угол)
Минусы такой планировки появились уже в 19-ом веке, когда объемы логистики и транспортировки товаров (и перевозка людей) достигли своего апогея, что от транзитного транспортна центры таких городов стали просто «задыхаться» и стоять в заторах. Тем не менее это достаточно популярная планировка, используемая по сей день с некоторыми ограничениями, такими как перекрытия центра города, ограничение транзитного грузового транспорта, платные альтернативы, платная парковка, развитие общественного транспорта.
Петербургу исторически принадлежит лучевая планировка в первую очередь, также смешанная и прямоугольная. Лучевую планировку имеют города Тверь, Версаль, Зальцбург, Рим.
Такая планировка городов является более эстетичной, площади городов подчеркиваются улицами, сходящимися в одной точке, затем снова расходятся образуя сложный перекрёсток
Плюсы в отличие от радиально-кольцевой системы можно отметить большую пропускную способность в центре городов. Более разнообразный исторический центр за счет того, что точек притяжения и дорожных хабов несколько, а не единая точка, куда сходится основной поток. При постройки лучевой системы города можно избежать тупиков, которые так распространены в радиально-кольцевом городе.
Архитектура в лучевой планировке смотрится более величественно, благодаря ровным перспективам. По мнению большинства людей в такой планировке лучше ориентироваться в незнакомой местности.
Из минусов можно отметить большие расстояния для разворота по маршруту, загруженные перекрестки. Сложно и дорого планировать расширение города, при котором новые районы будут вписаны в городскую среду.
(Гипподамова система) Барселона, Торонто, Нью-Йорк, Волгоград — Прямоугольная планировка города основная современная система в США и Канаде. Также встречается античная прямоугольная планировка городов Европы.
Легко планировать и расширять город, новые объекты. Легкость в ориентировании местности. Появляется масса альтернативных маршрутов.
Сложно объединить сетки дворов в полноценные кварталы, город будто растворяется и проходит мимо. Сложность в организации площадей, парков, улицы узкие при таком формате застройки.
Как я уже говорил на примере Москвы и Праги, города сознательно, а иногда по стечению обстоятельств или городской политики меняют принцип застройки, в основном так появляются комбинированные, смешанные, произвольные застройки городов. Лондон начал развиваться как типичный прямоугольный город, в 19-20 веке стал приобретать очертания радиально-кольцевой системы, а затем произвольной ближе к окраинам.
Какой тип планировки используется чаще всего в России в современное время?
Стоит отметить, что для российских городов есть своя специфика, и к шести классическим схемам добавляется некоторые
Многоядерная или лепестковая система, имеет два и более городских центральных ядра связанных между собой
Такие города как Брянск, Стокгольм имеют лепестковую систему развития городов и такая планировка города относится к большинству российских городов от 100 тыс. человек до 1 млн.
Данная транспортная планировка города хорошо подходит для критикуемой сегодня многими урбанистами микрорайонной застройки. Удобство заключается в том, что в любой момент к городу можно подключить ещё один район, квартал или даже новое едро.
Таким образом, если бездумно проектировать город, он может разрастаться и нагружать основные магистрали, которых не так уж и много в данном направлении развития города. Что мы и имеем на сегодняшний день в крупных развивающихся городах России — пробки, транспортные проблемы.
Прогрессивная планировка, пригородная, suburban
Другой тип застройки современных городов в России и освоение территорий это пригородное, одноядерное развитие городской среды. Примеры: Кремневая долина США, Сколково, Иннополис, Елабуга и другие новые инновационные центры вокруг которых образуются различные пригороды и города-спутники.
В центре внимания данной планировки всегда выступает основополагающий объект, раньше это были заводы с его рабочими, сегодня это инновационные центры, это может быть крупная развлекательная локация, вокруг которой образовываются пригороды.
Лепестковая и прогрессивная планировка это основная планировка российских городов, которая к тому же от части является свободной и стихийной. Отсюда и мысли, может начать всё-таки проектировать города, согласно правилам золотого сечения и основам архитектуры, а не «складывать» здания стихийно и как получится, может и пробок было бы гораздо меньше.