Конечно, и до 9 класса тему размножения мы неоднократно затрагивали. И хрестоматийные «пестики-тычинки», и размножение разных групп животных. Поэтому сегодня хоть и первый урок новой темы, но по большей части он посвящен систематизации и обобщению всего, что ученики уже знают. Цель же урока в том, чтобы ученики увидели значение двух типов размножения: полового и бесполого — для эволюции организмов.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Кстати, обратим внимание, что в интернет-источниках присутствуют минимум четыре термина для обозначения того факта, что размножение осуществляется по-разному: типы, формы, виды и способы размножения. Можно где-то в ходе урока оговорить, какой термин будет использоваться.
Если на предыдущем уроке была проверочная работа по предыдущей теме, стоит выделить несколько минут на ее итоги. Никаких отметок (все в журнале). Только особо отличившиеся в лучшую сторону работы и наиболее распространенные ошибки.
Поскольку особо нового на уроке будет мало, можно начать издалека. Задать несколько вопросов, например, из такого списка:
- Что означает выражение «Клетка — структурная единица организма»?
- Что означает выражение «Клетка — функциональная единица организма»?
- Какие процессы в клетке требуют затрат энергии?
- Можно ли назвать клетку бессмертной и почему?
Последний вопрос, в принципе, является подводящим к теме урока. (Фсе по ФГОС, фсе по ФГОС)))
Еще мне нравится такой вопрос:
Чем отличается размножение организмов от «размножения» камня, расколотого на куски?
Однажды был в моей практике такой случай. Класс пришел перевозбужденный, перевозмущенный. Что-то у них случилось утром, отчего никак не могли успокоиться. И не до биологии им было, и не до учебы в принципе. Поэтому пришлось начать урок неординарно.
Со сказки.
Не знаю, что это за сказка, какого народа или авторская, где я ее читала. Может быть, кто-то из читателей узнает ее и подскажет, откуда она.
Один деревенский хитрец пошел к соседу и попросил у него горшок, а то ужин приготовить не в чем. Ночью слепил еще один, поменьше, и наутро отдал соседу оба.
Сосед удивился, сказал, что второй горшочек — не его.
- Бери-бери, - настаивал хитрец. - Понимаешь, я твой горшок на ночь в погреб поставил, а утром гляжу: у него маленький родился!
Сосед забрал оба горшка.
А хитрец пошел к другому соседу и попросил у него сковородку. «А то ужин не на чем приготовить». Наутро отдал две сковородки. «Родила в погребе».
Слух пошел по деревне о волшебном погребе. Однажды у ворот хитреца нарисовалась толпа — все жители деревни возжелали поставить свою посуду в волшебный погреб. Хитрец согласился.
А ночью нагрузил большую телегу, вывез в соседний город и продал.
И хватило же смелости вернуться!
Наутро толпа снова у ворот. «Отдавай посуду!»
- А нету, - говорит, - посуды. Померла.
- Как померла? Да ты в своем уме? Как посуда помереть может?
- Ну, вы же поверили, что она родить может.
Ученики, пока слушали, успокоились. И вот мы стали обсуждать, чем же отличается настоящее размножение от того, что происходило в сказке.
Основная часть урока — повторение и обобщение всего, что знаем о типах размножения. Показываю слайды — рассказывают ученики. Слайды в карусели ниже.
Затем обсуждаем главное — плюсы и минусы полового и бесполого размножения и значение обоих типов для эволюции. И ничего, что эволюцию не изучали — что-то же о ней ученики слышали. Так что хорошая пропедевтика выйдет.
Для пояснения значения полового размножения использую интерактив «Кузнечики». Когда-то давным-давно ученики делали практико-ориентированный проект, результатом которого стала магнитная модель естественного отбора. Это были три разных по оттенку фона травы и десятка два картонных кузнечиков на магнитиках. Кузнечики тоже были трех разных оттенков.
Позже я сделала интерактивный слайд в программе ActiveInspire. На этом слайде кузнечиков можно размножать, передвигать по полю и «поедать». Смысл — показать, что выживают те, кто окрашен соответственно фону. Но при смене фона старая окраска перестает работать, а для выработки новой нужны мутации, проявляющиеся в ходе полового размножения. Смотрите карусель ниже.
На предпоследнем этапе урока повторяем изученное и заполняем опорный конспект.
А для осмысления даю такие вопросы:
- Может ли размножаться вегетативно особь мужского пола?
- Почему поддерживать породу животных сложнее, чем сорт растений?
А вы как подаете тему «Типы размножения»?