Найти в Дзене
Вход бесплатный

Две картины Перова на острую социальную тематику

Оглавление

В картинах Василия Перова часто проявляется сочувствие к неустроенным людям. Под словом "неустроенные" я имею ввиду житейские проблемы и душевный разлад. В этой статье хочу показать вам две работы художника на эту тематику.

Первая - "Очередь у бассейна" (еще один вариант "очередная у бассейна), красноречиво показывает житейские проблемы. Вторая "Утопленница", ярко демонстрирует душевный разлад.

Очередь у бассейна

Для картин живописца характерно описание тягот жизни простого народа. Одна из впечатляющих работ на эту тему - это "Очередь у бассейна". Полотно было написано в 1865 году.

Очередь у бассейна. 1865 год. Василий Перов.
Очередь у бассейна. 1865 год. Василий Перов.

Полотно "Очередь у бассейна" было создано художником для конкурса "Императорского общества поощрения художников". Картина была благосклонно воспринята публикой и критиками, за нее Перов получил золотую медаль конкурса.

К середине XIX века в Москве не было водопроводов, как у нас с вами. Люди ходили к специальным бассейнам и оттуда уже набирали воду. Днем взималась плата, а вот ночью нет. Естественно, бедные москвичи приходили за водой в темное время суток.

Перов наглядно показал замерших людей, стоящих за необходимой водой. В очереди и стар и млад. Многие одеты вообще не по погоде, глядя на них мороз по коже пробирает. Представляешь, как дорого им может аукнуться бесплатная вода. Контрастом смотрится роскошная архитектура города.

Картина сейчас находится в Национальном художественном музее Беларуси.

Утопленница

Одно из своих самых впечатляющих произведений Василий Перов написал в 1867 году. Речь про картину "Утопленница".

Художник писал тело молодой женщины с натуры (об этом я как-нибудь расскажу в другой статье).

Утопленница. 1867 год. Василий Перов.
Утопленница. 1867 год. Василий Перов.

Изображенная на картине утонувшая девушка вызывает чувство жалости. Напрасно загубленная молодая жизнь. По ней видно, что она молода, красива, стройна, высокого роста. Явно была окружена мужчинами. Ей бы жить, да жить, но не получилось...

Рядом сидит жандарм. Почему-то в различных описаниях этой картины проскальзывает мысль, что он равнодушный и циничный. Но я в его взгляде вижу мудрость, житейский опыт и сочувствие к несчастной утопленнице.

Картину можно увидеть в Третьяковской галерее.

Спасибо за внимание. Для развития канала мне очень важна ваша поддержка статьи лайком. Подписка на канал тут