Всем доброго дня. Продолжается народных разбор ненародного списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Из 33 оставшихся фильмов только 3 я до сих пор не видел ни разу(на момент, когда я это пишу, из несмотренных остался только один "Шоа" Клода Ланзманна).
Ну и чем быстрее пойдём, тем лучше для всех.
33 место
"Похитители велосипедов"/"Ladri di biciclette"(1948)
Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 18 149;
Рейтинг IMDb - 8,3; Кол-во оценок - 175 273;
Режиссёр - Витторио Де Сика.
Послевоенный Рим, давно неработающий Антонио вне себя от радости - он наконец-то находит работу. Но в первый же трудовой день у него украли велосипед, без которого невозможно работать! Вместе с маленьким сыном Бруно он пытается найти в огромном городе украденный велосипед, от которого зависит жизнь его семьи...
Без спойлеров
Ой, опять итальянский неореализм, давно не виделись. Со времён "Путешествия в Италию", которое было, эм, восемь мест назад. Видимо, не так уж давно. Хотя тот фильм Росселлини не самый классический пример этого направления, так что нормально. А вот чего в этом списке и раньше не было, так это Витторио Де Сики. Была лента "Мадам де...", в которой он играл одну из главных ролей, но, bruh, сейчас хоть кто-то, кроме меня, помнит о её существовании? Жаль, что как Де Сика залетел в топ со своими "Похитителями велосипедов", так он с ними и вылетел, — больше его работ в списке "Зрения и Звука" не будет. Ну, может потом что-то вроде ретроспективы или ликбеза сделаю.
А пока надо сказать что-то о втором по известности в СНГ фильме этого режиссёра. Вероятно, это несколько несправедливое замечание, но по-моему фильм Де Сики — лучший из направления грустных итальянцев. Уже несколько раз так делал, но напомню ещё раз, какие из них я смотрел:
А несправедливым это замечание, льстящее "Похитителям...", при всех их достоинствах, видится мне, очевидно, потому что вы видите по датам публикаций, смотрел я эти ленты жесть как давно. Кроме "Битвы за Алжир" и "Путешествия в Италию" — эти фильмы я помню сносно и они просто мне не нравятся. А вот старая трилогия Росселлини, может, и заиграла бы новыми красками, пересмотри я её сейчас — "Рим, открытый город" точно. Ну да ладно.
А в чём так преуспела эта картина, что я её ставлю выше других по цеху? Первое, что сразу бросилось мне в глаза, — это тот факт, что среди всех этих картин, как я это почувствовал, только в этой авторы подняли не только какие-то конкретные темы своего времени, но и вопросы и темы, что будут актуальны, увы, всегда. Да, это тоже спорно, и скажи я это в кружке великих кинокритиков, меня бы вышвырнули в окно, но у меня и на это есть ответ, пусть и такой же хиленький, зато свой и честный.
Второе, что связано с первым, — за счёт наличия этих вечных тем кино ощущается как-то... человечнее, что ли? Попроще? Пожалуй, так. Помню, вычитал где-то, что фильмы неореализма немного походят на журналистские репортажи или вроде того. Не знаю по поводу внешнего сходства, но ощущается именно так. В фильмах Росселлини(кроме, может, "Рима, открытый город") вам просто показывают дерьмовую реальность, которая и в страшном сне не приснится, но вынести для себя из этого можно лишь дежурные вещи, мол, какой ущерб нанесли миру и Европе в частности мировые войны и как ужасно жили люди.
В "Похитителях велосипедов" тоже есть отголоски той чернухи, но лишь отголоски. Мрачняка в картине ровно столько, сколько это нужно и необходимо для того, чтоб история получилась. Жести уровня "Германия, год нулевой" и его концовки я тут не чувствовал и близко. Вот я сейчас вспомнил, и серьёзно — на фоне одной только концовки "Германия, год нулевой" почти любой фильм ужасов выглядит как детский утренник. Словом, после просмотра фильма мне не захотелось сделать того, что не любит Роскомнадзор, и на том "спасибо".
Благодаря этой умеренности картина смотрится ровнее и интереснее, как мне кажется. Следить за сюжетом было реально интересно, а это, сами понимаете, уже чего-то да стоит, особенно когда от 80% фильмов хочется уже минут через 15 забуриться в телефон. Герои что-то делают, находят какие-то зацепки, стараются, превозмогают, и в это веришь. Я на сцене с похищением велика вслух ругался. Так что с нарративом всё может и не идеально, но очень достойно.
Музыки в фильме почти нет, кроме пары сцен, вроде бы. Актёры смотрятся хорошо, а учитывая, что это вроде как вообще чуть ли не случайные люди с улицы, которых Де Сика и ко подобрали, то это вообще что-то невероятное. Ламберто Маджорани своей мимикой очень сильно тащит. Да и мальчик Энцо Стайола очень органично смотрелся. Декорации Рима воистину хороши, — возможно потому, что это и есть Рим:/
Осталось, наверно, только про смысл рассказать, раз уж я об этом упоминал. Не вижу смысла тут разводить телегу ещё на десяток абзацев, тем более, что на эту тему есть статьи даже от любителей, которые будут явно получше, нежели мои потуги. Для меня это фильм о том, как люди теряют самое ценное, что у них есть, и пытаются что-то с этим сделать, параллельно учась жить снова, обращая внимание на то, что у них всё же осталось. Можно и детальнее, но то спойлеры.
Со спойлерами
Кто-то вычитал в ленте этакую схему цикла несправедливости — сначала у главного героя что-то отобрали, а в конце он сам пытается отобрать что-то у другого, хоть и неудачно. Повезло хоть, что мужик главному герою попался понимающий. Если бы протагониста с сыном повели в участок, мой бензобак бы этого не выдержал и сдетонировал, особенно учитывая предыдущую сцену, где Антонио почти ловит похитителя, но даёт заднюю. Но повезло(относительно того, что могло бы быть), и концовка вышла не из весёлых, но хоть с какой-то надеждой.
И, говоря о моменте с почти-поимкой вора, ведь даже в какой-то слабохарактерности героя не обвинишь. Мало ли, вдруг действительно ошибка. Даже если нет, то доказательства тоже нужны. То, что я как зритель могу перемотать фильм на 60 и 40 минут назад и увидеть, что нет, шкет именно тот самый, главному герою не сильно поможет, ю кноу. Плюс там ещё и вся улица этих козлов покрывает. Думается мне, не один этот парень замазан там в тёмных делишках, уж больно рьяно его там покрывают.
Вообще интересная ситуация возникла с этим мальцом. Ясен пень, что если вы просто смотрите фильм, вообще его не трогая, не ставя на паузу и не перематывая, то вы, скорее всего, будете в таком же положении, что и герой, то есть уверены, что это он, но не то чтоб прям все 100. Ну потому что до этой сцены на улице балаболов и ворюг лицо этого пацана было на экране секунды две от силы, так что сами понимаете, что вы едва ли приметите его и запомните. И только если вы, опять же, пролистаете фильм после просмотра ещё раз, то поймёте, мол, "ах, это всё-таки был ты, тварь такая".
Ну и ещё среди поднимаемых тем упоминали тот момент, что всем вокруг плевать на Антонио с его проблемами. И люди в церкви на него только шипят, и полицмейстеры торопятся демонстрантов гнать, отмахиваясь от какого-то там украденного велосипеда, и все прочие. Глупо спорить, что это здесь явно есть, но лично мне такое в голову не пришло. Всё же были люди в первой половине фильма, друзья Антонио, которые помогали. Во-вторых, очень забавная ситуация с персонажем провидицы. По фильму очевидно, что она не очень вовлечённый в проблемы людей человек, — но прикол в том, что оба её предсказания сбылись. И то, которое она дала про работу Антонио его жене, и то, которое дала ему самому. Думаю, по финалу видно, что её слова, мол, "если не вернёшь велик сегодня, то не вернёшь вовсе", сбылись, и своего "Фидеса 12033" Антонио больше не увидит. Поэтому я бы не сказал, что прям все люди со стороны обходят персонажа стороной и не оказывают помощи.
Хотя, повторюсь, понять могу. Малям-с проорал, когда сравнил то, как люди вокруг реагировали на кражу велика у Антонио, то, как реагировали на поимку ворюги, и то, как реагировали на похищение самим Антонио чужого велика. Как вы понимаете, в первой ситуации со стороны зевак было ноль помощь, а вот во второй и третьей народ прям воспрял да поднялся. Нечестно. Ну да что с них взять.
Послесловие
"Похитители велосипедов" — внезапно годная картина, выросшая из течения итальянского неореализма, и чуть ли не единственная лента в этом направлении, с которой можно ознакомиться прям многим. Кино хорошо и как портрет эпохи, и как рассказ о вечном и самом важном. Благодаря этому, нет впечатления, что детище Витторио Де Сики устарело и сейчас, мол, уже неактуально. Да, мир безусловно с той поры изменился, но, к сожалению, не везде и не слишком сильно.
Цитата из фильма:
Существует лекарство от всего, кроме смерти.
Вердикт: цените то, что имеете. Даже старый велосипед.