Найти в Дзене
TheGoodStranger

Рим - часть 64 - Лучшие фильмы всех времён

Рад приветствовать. Сегодня в рамках разбора позиций списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" тут первый фильм так называемой военной трилогии Роберто Росселлини. О втором и третьем фильмах этой трилогии я ужо рассказывал, так как в списке они тоже есть. 188 место "Рим, открытый город"/"Roma città aperta"(1945) Рейтинг КП - 7,8; Кол-во оценок - 4 443; Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 25 478; Режиссёр - Роберто Росселлини. Рим в последние месяцы оккупации. Умирающая немецкая армия отчаянно хранит последние свои оплоты и жестоко расправляется с мятежниками. Но в сердце города уже родился свой отряд Сопротивления. Близок конец войны... Без спойлеров Так как это последний фильм условной трилогии, то вкратце расскажу или для кого напомню свои позиции по второму и третьему фильмам. Второй фильм - "Земляк" 1946 года - мне совсем не понравился, представляет собой набор эпизодов, какие-то плюс-минус смотрибельны, какие-то не воспринимаются ника. Третий фил
Оглавление

Рад приветствовать. Сегодня в рамках разбора позиций списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" тут первый фильм так называемой военной трилогии Роберто Росселлини. О втором и третьем фильмах этой трилогии я ужо рассказывал, так как в списке они тоже есть.

188 место

"Рим, открытый город"/"Roma città aperta"(1945)

Рейтинг КП - 7,8; Кол-во оценок - 4 443;

Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 25 478;

Режиссёр - Роберто Росселлини.

Рим в последние месяцы оккупации. Умирающая немецкая армия отчаянно хранит последние свои оплоты и жестоко расправляется с мятежниками. Но в сердце города уже родился свой отряд Сопротивления. Близок конец войны...

Без спойлеров

Так как это последний фильм условной трилогии, то вкратце расскажу или для кого напомню свои позиции по второму и третьему фильмам. Второй фильм - "Земляк" 1946 года - мне совсем не понравился, представляет собой набор эпизодов, какие-то плюс-минус смотрибельны, какие-то не воспринимаются ника. Третий фильм - "Германия, год нулевой" 1948 года - мне ну так, зашло, но не шибко, смотрел в августе, почти полгода назад, и послевкусие как-то совсем выветрилось - но так-то фильм неплохой.

Так что логично, что от этой ленты я особо ничего не ждал. Однако ей удалось хоть немножечко, но приятно меня удивить. Я-то уж в один момент боялся, что будет какая-то муть вроде "Земляка", но пронесло. Начало у фильма, признаться, мне показалось каким-то сероватым, но не в том смысле, что картина чёрно-белая, а в плане... эх,(*отмахиваюсь рукой*)да вы поняли. В плане, что введение и первый акт у ленты не цепляет. Однако ближе к середине кино взбадривается, а третий акт так и вовсе вышел на славу.

Без спойлеров мало что ещё смогу сказать. Разве что могу отметить хорошие актёрские работы. Ну и посыл в фильме как бы не нов - война есть мрак и ужас. Необычно? - нет. Доносится хорошо, убедительно? - Да, вполне.

Со спойлерами

Хоть и фильм начинается со взлома какого-то, предположу, карательного отряда в дом героев, но и это, и весь первый акт смотрится вяло. А вот когда ближе к середине фильма к ним вламываются ещё раз, но на сей раз с масштабом, оцепив здание, выводя людей на улицу. Также в этом же моменте нежданным оказалась гибель Пины, когда она бежала за Франческо, а позади был её сын, который всё видел, к тому же она сама в этот момент была беременна, и в купе все эти факты нагоняют совсем какой-то мрак.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

После кино вновь чуть проседает, но после Дона Пьетро с сокомандниками хватают немцы, отвозят в участок, где и пройдёт весь третий акт фильма. Я даже удивился, но этот фрагмент действительно длится полчаса при хронометраже в 90 минут. Я бы и не подумал, поскольку как-то быстро пролетели эти 30 минут. Там и испытания для героев, и спор между повстанцами и их врагом, и в целом диалоги хорошие. Финал, увы, понятно какой: австриец предпочёл не дожидаться вызова и удавился, Джорджио замучали, а Дона Пьетро загубили на глазах у воспитанников. Однако, как говорил Франческо Пине в середине фильма, дело их правое, победа будет за ними, и осознавание правоты этих слов, может, и не способно упокоить и без того упокоенных, но приносит некий покой в души ещё живущих.

Что пишет пресса

Так как мне фильм, можно сказать, зашёл, а все рецензии на него положительные, то тут мне мало что будет сказать, разве что головой покивать. Дескать, да, высокая точка для итальянского неореализма, сопротивленцев явно приравнивают к мученикам, что справедливо, разумеется, такие фильмы время от времени нужны, для сохранения памяти, ибо без знаний о прошлом мы мало того, что рискуем повторить все ошибки прошедшего, но и забываем, кто и что мы есть.

Послесловие

Не скажу, что это тот фильм, который я буду с упоением пересматривать, однако посмотреть его хотя бы раз, пожалуй, стоит. Это важная вещь, снятая в то время, когда война ещё шла, хоть и подходила к своему завершению. Любителем реализма тоже мимо не проходить. Касаемо двух других родственных ему лент, "Рим..." будет заметно лучше "Земляка" и чуть лучше "Германии, год нулевой". Если и смотреть какой из трёх фильмов, то пусть то будет "Рим, открытый город".