Доброго времени. Сегодня, к очередному выпуску по разбору списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, я посмотрел довольно ровный фильм, и поэтому сегодня авось обойдёмся без полотнищ текста. Я надеюсь.
41 место
"Путешествие в Италию"/"Viaggio in Italia"(1954)
Рейтинг КП - 7,1; Кол-во оценок - 1 416;
Рейтинг IMDb - 7,3; Кол-во оценок - 12 027;
Режиссёр - Роберто Росселлини.
Богатая английская пара приезжает в Италию, чтобы получить наследство, виллу на Неаполитанском заливе, и проводит несколько дней в этом прекрасном месте. Однако отношения супругов находятся на грани разрыва...
Без спойлеров
Это у нас ещё один фильм итальянского режиссёра Роберто Росселлини, и я бы сказал, что это один из последних его фильмов, но на деле это не так, и это просто иллюзия, созданная за счёт того, что у чуть ли не половины его лент на КиноПоиске нет оценки:/ Это вам такой занимательный факт в честь того, что это наша последняя с этим режиссёром встреча в рамках этого списка.
Напомню, что до этого я смотрел для списка его трилогию военных фильмов: "Германия, год нулевой"(1948), "Земляк"(1946) и "Рим, открытый город"(1945). Первый и третий из указанных фильмов мне, хоть и с оговорками, зашли, а вот второй напрочь выветрился из головы типА спустя пару дней после просмотра, что уж говорить о моих воспоминаниях спустя два с половиной года. Я помню, что в те же дни, что я посмотрел "Земляка" я увидел на улице корову, вот. И это событие запечатлелось в моей голове во сто крат яснее, нежели фильм "Земляк". Если кому интересно, корова была такая, знаете, большая, с рожками, жевала чего-то там себе, чёрная с белыми пятнами, или белая с чёрными пятнами, смутно, признаться, помню эту деталь:(
Ну да ладно. Что там представляет собой один из четырёх самых популярных(судя по оценкам на КП) фильм Росселлини? Для начала, что бросается в глаза если вы хотя бы прочитаете описание, что это не военный фильм, как предыдущие трое. Это уже говорит о том, что кино будет не таким тяжеловесным, потому как, ам, военной драме вообще не просто проиграть в напряжённости мелодраме, как мне кажется. И да, оно на самом деле чисто эмоционально воспринимается попроще. По стилю то же самое: чисто из-за смены жанра могло показаться, что это уже не типичный жёсткий реализм, но если сравнить "Путешествие в Италию" с какой-нибудь стандартной мелодрамой, то различия налицо. Как пример, сравните это, скажем, с "Шербурскими зонтиками" или "Детьми райка". Какие-то сходства по стилю возможны, но в целом... нет.
Собственно, ну и пусть. Не имеет такого значения жанр, стиль и синопсис. Главный вопрос, который я редко задаю прямо во время разговора, но который всегда возникает у меня в голове первым делом, состоит в том, интересен ли фильм/не скучен ли он. Ну-с, и как же распоряжается своими 85 минутами кино, что особенно непраздный вопрос, учитывая, что мне пришлось смотреть фильм дважды.
Так себе, на самом деле. Я во время первого ознакомления, признаться, следил за происходящим на экране не слишком внимательно. Но вот во время второй нашей встречи я в середине сего мероприятия осознал, что всё так же слежу за экраном, так сказать, вполуха. Да, всегда может быть, что это я такой ленивый и невнимательный козёл, но... не знаю, не верю я в такие суеверия, как говорится.
Как вообще выглядит сюжет фильма? Главные герои приезжают и отдельно развлекаются, она идёт на экскурсию, а он на крыше спит или газету читает, что-то такое, пару раз за фильм они вместе ходят в гости, а в конце происходит откровение с развязкой. Всё. Это супер-пупер вкратце я вам пересказал все 85 минут картины. Понятно дело, что любой блокбастер можно пересказать таким образом, что слушателю покажется, будто это какая-то несерьёзная глупость. Но поверьте, это не совсем тот случай.
Разумеется, между этими гулянками порознь даётся информация, почему эти люди себя так ведут, присутствует явный конфликт между мужем и женой. Но смотреть от этого интереснее не становится, парадоксальным образом. Может быть, это связано с тем, что я не был в похожей ситуации, а может с тем, что сторителлинг(на знаю, есть ли у этого слова аналог в русском языке) в этой ленте очень "не очень".
Конечно, это не значит, что фильм плохой и внимания не стоит. Определённой аудитории он будет интересен, но я к этому кругу лиц, видимо, не принадлежу. И, опять же, было просто немного "неинтересно". О какой-то катастрофичной скуке здесь говорить не приходится. Нет. Просто когда я думаю об этом фильме, у меня проскальзывают мысли в духе "ну, было неплохо, о просмотре не пожалел, но в третий раз смотреть бы не стал". Этот фильм даже в качестве выбора для романтичного вечера не подрубишь, потому что реализм и потому что, несмотря на моё изначальное видение ленты как мелодрамы, это больше драма про мелодраму, скажем так, чем чистокровная мелодрама.
Со спойлерами
Э-э-э, даже не знаю, что бы тут такого рассказать. Каких-либо интересных для обсуждения деталей я, дважды посмотрев, в фильме не заметил. Была пара любопытных разговоров, пожалуй. Один из них в середине фильм, когда героиня Ингрид Бергман рассказывает про своего друга, который был в неё влюблён и писал стихи. Ничего такого переворачивающего сюжет или сознание зрителя, просто на фоне прочего это действительно примечательно.
Ну и финальное выяснение отношений, когда они ругаются, потом идут на раскопки, где видят, что там откопали обнимающихся мумифицированных людей, потом опять ругаются, но в итоге всё же мирятся, и всё благодаря... проходящему вокруг параду. Почему бы и нет. Получается, что они всё же любят друг друга. Тогда возникает вопрос, а как они в итоге пришли к тому, что между ними в начале? Или они изначально любили, потом стали тонуть в бытовухе, но под занавес воспряли духом и вспомнили, что любили? Я не уверен, как это работает. Да и глупость пытаться искать логику в таком явлении как любовь.
А ещё здесь можно почерпнуть немного знаний о некоторых фактах истории. То бишь, раз уж героиня проводит время с пользой, в отличии от мужа, который тусуется с какими-то девицами и возит их до дома, и ходит по экскурсиям, то логично, что вы можете вместе с ней слушать экскурсовода и что-то любопытное услышать. Например, я помню, был довольно интересный ликбез по некоторым римским императорам.
Что ещё? Можно припомнить, что присутствует какое-то количество деталей истории, которые... для чего-то нужны, наверно. Но вот для чего - неясно. К чему, например, то, что местная говорит подобравшему её герою Джорджу Сандерса, что если бы он её не подобрал, то она бы утопилась? Эта строчка ж явно была вставлена в сценарий не просто чтобы была, в ней должен быть какой-то смысл. Может быть, это как бы такой знак персонажу Сандерса, мол, люди могут страдать и по-всякому это выражать, так что стоит быть с ними осторожно. Но это просто моя догадка. Были ещё подобные мелочи, но я их уже запамятовал. Смотреть в третий раз не буду, не заставляйте.
Послесловие
"Путешествие в Италию" - довольно стандартная такая драма, которая немножко мелодрама, со стилистическим уклоном в реализм. То есть никто не поёт, не танцует, никаких вам широких жестов и горячих признаний. Фильм настолько обычный, что я даже не знаю, как его кратко описать для финального вывода. Он вроде не скучный, но точно и не шибко интересный. Не лишён эмоций, но вместе с тем эмоций ему и, соответственно, зрителю явно не хватает. Не, ну актёры хорошие. И Ингрид Бергман, и Джордж Сандерс хорошо выглядят в кадре, к ним вопросов нет.
Я даже не знаю, кому его посоветовать, при том, что, повторюсь, кино неплохое. Любителям суховатых мелодрам с уклоном в реализм? Такие вообще существуют?XD
Попробуйте посмотрите, если кому угодно. Но если то, что я описал, показалось вам таким себе, то стоит быть готовым к тому, что это и на деле будет, эм, не фонтан.