Эта поездка началась неправильно. За пятнадцать минут до звонка будильника, который меня должен был разбудить, позвонил Павел - организатор поездки, обещавший за мной заехать, и сообщил, что по навигатору он будет у меня через полчаса. "Как так! Мы же договаривались на 10 утра!" "-Э! 10 утра это уже в Высоцке, а заехать я обещал полдевятого!"
Хорошо, что собрался я все же вопреки своему обыкновению с вечера. Стремительно пожаренная яичница, залит в термос чай, в руки спиннинги и герму со спальными принадлежностями, пакетик с едой и вперед, на улицу. Паша уже тут как тут. Вместе с Пашей пришел и дождь, которого синоптики не обещали ни разу. Тоже неправильно.
Пока едем и разговариваем, представлю моим читателям Павла.
Павел Прудников - заядлый водномоторник, член союза журналистов России, историк-энтузиаст , в какой то степени его можно назвать идеологом водного военно-исторического туризма.
Особенно Павла интересует период Советско-Финской войны и историческая ретроспектива событий с ней связанных. Это его хобби. Так то он инженер, и занимается своими историческими изысканиями в свободное от основной работы время.
Пока едем, пока заходим в магазин за продуктами, остальные участники нашей экспедиции уже прибыли на место, и даже успели накачать лодки.
Кстати, лодки снова "Гладиатор", поскольку с нами Михаил - начальник производства и главный конструктор-идеолог последних питерских моделей этих лодок. Раньше лодки "Гладиатор" делались в Китае, теперь в Питере тоже есть производство, и его изделия достойно заняли свою нишу на плотном рынке ПВХ лодок.
Третий участник компании , Константин - постоянный партнер Михаила по экспедициям вокруг Ладоги и Онеги, многочисленным водным мероприятиям, я Константина знаю по Петровскому гребному марафону, который он уже несколько лет сопровождает как общественник-спасатель (как и я, только я реже). И четвертый участник - мой собрат по увлечению рыбалкой, бывший главный редактор журнала "Петербургская рыбалка" - Андрей. Я в этой компании в какой-то степени новичок. Хоть и общаемся довольно давно.
Пока собираемся, Паша уже что-то рассказывает Михаилу о крепости Тронгзунд.
Собственно Тронгзунд не крепость в классическом понимании, это одно из укреплений Выборга. Википедия относит начало ее истории к Швеции, сам город Высоцк (кстати, считается что это самый маленький город России) , основан Петром Первым в 1710 году, именно как крепость, перекрывающая проход по самому удобному фарв теру. Тронгзунд - название этого фарватера, оно изначально и дало название городу, потом он назывался Уурас, а Высоцком стал с 1948 года. Остатки укреплений, которые видны на фото относятся к концу 19-началу 20 века, более ранних укреплений не сохранилось, поэтому о наличии шведской крепости в 17 веке можно судить только по письменным источникам. Сейчас все укрепления, хоть и имеют статус "Охраняется государством", но находятся в состоянии руин. На самом мысу находится база рыбаков-промысловиков, с которой сейчас удобно осуществлять слип лодок, на ней же можно оставить под охраной автомобили. Летом есть ночлег в гостевом доме, но он не отапливается, поэтому осенью и зимой не работает.
Слип на базе платный, поэтому мы спускали лодки чуть ближе, у навигационного знака, там кстати обычно спускается почти весь народ,
приезжающий на рыбалку в Высоцк одним днем. Место это очень популярное у рыбаков-любителей и Питера и Выборга.
Как Павел и предполагал : во сколько бы мы не вышли из дому, старт будет все равно не раньше 12. Так оно и случилось.
Наконец мы на воде. Вперед, по местам, связанным с военной историей района. И компания стремительно стартанула по водным просторам.
Не обошлось и без курьезов. Стремительность оказалась не у всех одинаковой. Почему то наш с Андреем экипаж оказался очень быстро очень далеко...от ушедших вперед лодок.
Мы грешили на то, что перегрузили лодку. Андрей, как специалист и эксперт по катерам и яхтам, считал что виноват скоростной винт, который стоял на старенькой "ямахе", и даже когда Миша с Константином к нам вернулись, и забрали к себе на борт часть поклажи, скорость принципиально не увеличилась. Идем в водоизмещающем режиме. Скорость 11 км/час, а все носятся как на пожар.
И только обплыв нашей лодки сторонними наблюдателями подсказал причину. Классика жанра! Чужая лодка, пока грузились, забыли, что она стоит на транцевых колесах. И конечно это сбросило скорость, и не давало выйти на глиссирование. Посмеялись, вспомнили аналогичные случаи из практики. И дальше летели с ветерком, тем более, что груз (питьевую воду, палатку) мы от Миши назад так и не забрали.
Первый объект нашего посещения остров Овчинный.
Остров Овчинный тоже объект бывших оборонительных сооружений города Выборга. Во времена Советско-Финской войны на нем находилась база финских военных гидросамолетов.
Это архивное фото, присланное мне Павлом, отображает, каким был остров Овчинный в 1938 году. Цифрой 2 обозначен один из слипов для спуска-подъема самолетов, с него мы и начали обзор острова
Кстати , на архивном фото виден мост, соединяющий остров Овчинный и остров Подберезовый. Остатки моста сохранились до сих пор.
Слип для гидросамолетов тоже сохранился. Точнее, его бетонная основа.
А покрыт он был деревом, остатки деревянных деталей сохранились кое-где между плитами
Однако история острова, как оборонительного рубежа Выборга начинается отнюдь не с гидросамолетов. На острове еще во времена Крымской войны находилась артиллерийская батарея, прикрывающая проход к Выборгу. Позже , в 1915 году был построен пункт управления минными полями всего Выборгского залива (минная станция). От батареи сейчас ничего не осталось, а бетонно-гранитный остов минной станции сохранился. К нему мы и направились по достаточно натоптанным тропинкам.
Пока шли по лесу, Павел обратил внимание, что существующие заросли, хоть и кажутся достаточно плотными,
но это все относительно молодой лес, выросший после штурмов острова в 1940 году. А послевоенный вид острова напоминал лунную поверхность, с редко торчащими уцелевшими деревьями.
Здание минной станции вписано в естественный ландшафт острова, притулившись у гранитной скалы.
Если увеличить архивное фото 38 года, и взять его правую часть, то место приблизительного расположения минной станции я обвел красным кружком, на фото ее не видно.
Зато хорошо виден объект, обозначенный на схеме красным крестиком .
Это главный ангар базы гидропланов. От него так же были слипы на обе стороны залива. А тот слип, который обозначен цифрой 2, к которому мы пристали - являлся слипом рембазы. Запасной слип от главного ангара выходил в небольшую бухту со стороны острова Подберезовый. В этой бухте сейчас тоже сохранились остатки слипа.
От здания ангара остались только разбросанные остатки фундамента. А в 41ом году его стенки еще были вполне различимы,
сейчас на острове остались только части фундаментов и редкие остатки стен. Их много и все они уже крепко заросли лесом.
Есть еще одна страничка истории, связанная с островом Овчинный. В 1918 году на острове был организован лагерь интернированных белых офицеров и казачьих войск. В 21 году присоединилось много беженцев из Ингерманландии и Восточной Карелии. В 1921 году численность перемещенных лиц, находившихся на острове достигала 2300 человек. Остров около километра в длину и в максимальной ширине около 300 метров. Понятно, что условия были более чем неблагоприятные. Лагерь просуществовал до 24 года.
В память о русских людях, здесь нашедших последний приют на берегу острова установлен памятный крест.
Памятные таблички гласят, что "Крест установлен и освящен в 2010 году при содействии Государственного академического Кубанского казачьего хора и Спасо-Преображенского собора г. Выборга". Крест посвящен "Кубанским казакам и всем русским людям, разделившим тяготы особого белоэмигрансткого лагеря на о. Turkinsaari в 1918-1924 гг."
Остров довольно интенсивно посещаем. Как пешими туристами , проходящими по дамбе на остров Подберезовый, и с него через остатки моста на Овчинный, так и водными туристами и рыбаками
Ну а наш путь пролегал дальше в сторону Выборга.
Следующий пункт нашего похода - остров Верхолаз.
Пунктирная линия на карте не передает ни разу красоты нашего маршрута. Конечно нам не очень повезло с погодой, день выдался пасмурный, но и жаловаться нельзя, для второй половины осени пасмурный день, зато без дождя - это уже хорошо.
Немного фотографий с маршрута. Берег, осень, камни...
На подходе к острову ушли с глубин, и прошли по очень каменистому участку. Даже кто-то стукнулся мотором, хорошо не сильно, только колпак слетел, хорошо не тонущий.
Дошли. Пристали к берегу. Лепота! Осень во всей ее красоте.
Главной достопримечательностью острова Верхолаз является сторожевая башня Тура (ударение на втором слоге, как у шахматной фигуры). Но по пути к ней прошли мимо развалин старой усадьбы.
Усадьба частная, ни разу не военная. Просто когда то здесь, как и на многих других островах, жили люди. И неплохо, надо сказать жили, судя по развалинам. Да и места красивые, с видом на Выборг.
А вот и сама башня Тура. Действительно, похожая на ладью, когда ее видишь, уже не сомневаешься, что тур (который "дикий зверь агромадный", согласно песни Высоцкого) здесь ни при чем. Только шахматы!
Самое интересное в этой башне, что никто сегодня не знает, кто ее построил и когда. В этом ее загадка и интрига. По некоторым версиям она построена аж в XIV веке. Все возможно.
Посмотрел от башни на Выборг, и, собственно туда и отправились. Но об этом в завершающей части блога.
Продолжение следует.