Найти тему

Прелестные кошатники мира искусства. История четвертая. Теофиль Стейнлен

Четвертая история будет посвящена Теофилю Стейнлеру, автору самого известного постера с черным котом, который знаком каждому, кто хоть раз был в Париже, потому что миллионы копий этого постера в виде открыток, магнитов и репродукций постеров наполняют все сувенирные лавочки столицы Франции. Даже я попала под чародейский магнетизм этого демонического кота и теперь с моего холодильника взирает привезенный из Парижа мини-«Ша нуар».

Théophile Steinlen. 1913. Bibliothèque nationale de France
Théophile Steinlen. 1913. Bibliothèque nationale de France

Теофиль-Александр Стейнлер (1859 – 1953) родился в Лозанне и в Париж приехал на рубеже 1870-1880-х годов. Сперва будущий выдающийся график работал техником-чертежником, но некоторое время спустя он переехал на Монмартр, где быстро сошелся с процветавшей здесь художественной и артистической средой и левым сообществом Франции. Именно его социалистические взгляды и борьба за права рабочего класса определили Стейнлера как художника-графика, поскольку только графика была достаточно массовой, чтобы служить инструментом сопротивления угнетению. Художник создавал многочисленные иллюстрации, в которых старался как можно более прямо отразить хроники рабочего класса, однако гораздо более известен Стейнлер стал в искусстве плаката.

Théophile Steinlen. Tournée du Chat Noir de Rodolphe Salis (Tour of Rodolphe Salis' Chat Noir). 1896. Zimmerli Art Museum at Rutgers University
Théophile Steinlen. Tournée du Chat Noir de Rodolphe Salis (Tour of Rodolphe Salis' Chat Noir). 1896. Zimmerli Art Museum at Rutgers University

Свой легендарный плакат с черным котом, с которого начался сегодняшний рассказ, Стейнлер создал в 1890-х годах для кабаре «Черный кот», которым владел поэт и шансонье Аристид Брюан. В этой истории тоже не обошлось без социалистического подтекста, Стейнлер считал Брюана своим соратником и еще в 1880-х часто приходил слушать его провокационные песни о жизни парижской бедноты и рабочего класса, в которых жестко высмеивались буржуазные традиции. Брюан и Стейнлер подружились и «Черный кот» стал началом плодотворного сотрудничества двух творцов Монмартра. Учитывая взгляды обоих, провокационность концепции плаката совершенно не удивляет.

Théophile Steinlen. Tournée du Chat Noir de Rodolphe Salis (Tour of Rodolphe Salis' Chat Noir). Details. 1896. Zimmerli Art Museum at Rutgers University
Théophile Steinlen. Tournée du Chat Noir de Rodolphe Salis (Tour of Rodolphe Salis' Chat Noir). Details. 1896. Zimmerli Art Museum at Rutgers University

На пустом бежево-коричневом фоне крупно изображен гордый и надменный черный уличный кот, представленный как святой с ажурным готическим ореолом вокруг головы, напоминающим окно-розу. Рассматривая ореол, можно заметить любопытный девиз «Montjoye Montmartre».

«Montjoye» — это архаичное и даже несколько насмешливое написание слова «Montjoie», являвшегося частью традиционного боевого клича, который кричали средневековые французские воины, когда шли в бой. В этот клич обязательно входило имя святого, связанного с правителем. Так, например, солдаты Короля Франции кричали «Montjoie! Saint Denis!», а солдаты герцогов Бургундских – «Montjoie! Saint Andrieu!».

У Стейнлера клич «Montjoye Montmartre» заявляет о верности черного кота Монмартру – богемному сердцу Парижа рубежа веков, а всем последователем предписывает поклоняться Черному коту, как святому покровителю Монмартра.

Плакат с черным котом стал одной из первых значимых работ на кошачью тему, которая пришла в творчество Теофиля Стейнлера с его переселением на Монмартр. Вместе с художественной богемой на Монмартре жили десятки бездомных котов, которых Стейнлер постоянно подкармливал и обращал в героев не только своих плакатов и иллюстраций, но и потрясающего монументального полотна «Апофеоз кошек», созданного в 1885 году (по другим данным в 1880-х — 1900-х годах). Картина размерами 164.5 см х 300 см представляет очевидно ту самую ораву парижских котов, которые, как возможно представлялось Стейнлеру, собирались в полнолуние на крышах домов, влекомые возможно тем самым Черным Котом – покровителем Монмартра (в центре композиции), священным сиянием которому служит огромная луна.

Théophile Steinlen. The apotheosis of the cats. 1885. Musée du Petit Palais, Geneva
Théophile Steinlen. The apotheosis of the cats. 1885. Musée du Petit Palais, Geneva

Но у меня при взгляде на эту карту возникает иная ассоциация.

И название и ее сюжет схожи с еще одним культовых кошачьим произведением современности – мюзиклом Сэра Эндрю Ллойда Уэббера «Кошки», повествующим о ежегодном грандиозном кошачьем бале, на который собираются тысячи кошек «Племени избранных» со всех концов Земли. Каждая из кошек рассказывает свою историю, чем она исключительна и почему ее можно считать избранной, а в финале стая выбирает самого достойного на роль вожака, который удостаивается чести попасть в кошачий рай и возродиться к новой жизни на Земле.

Кадр из мюзикла «Кошки» Сэра Эндрю Ллойда Уэббера. Pinterest
Кадр из мюзикла «Кошки» Сэра Эндрю Ллойда Уэббера. Pinterest

Нет оснований полагать, что Уэббер мог вдохновляться «Апофеозом кошек» Стейнлера, по его собственным воспоминаниям сюжет он собирал из разрозненных писем и черновиков поэта Томаса Эллиота, чей цикл стихов «Сказки Старого Опоссума о практичных кошках» лег в основу мюзикла. Но на мой взгляд картина прекрасно отражает финал кошачьего бала, когда стая выбрала вожака и лишь мгновение отделяет его от попадания в желанный кошачий рай. И свет полной луны словно в последний раз выхватывает силуэт избранного и кажется еще секунда и он растворится в нем, а коты разойдутся восвояси, ожидая нового бала в следующем году.

Читайте также:

Прелестные кошатники мира искусства. История третья. Горацио Генри Колдери
Записки искусствоведа29 октября 2022
Прелестные кошатники мира искусства. История пятая. Генриетта Роннер-Книп
Записки искусствоведа3 ноября 2022

#искусство #живопись #кошки #кошкивискусстве #теофильстейнлер #эндрюллойдуэббер #париж #монмартр