Четвертая история будет посвящена Теофилю Стейнлеру, автору самого известного постера с черным котом, который знаком каждому, кто хоть раз был в Париже, потому что миллионы копий этого постера в виде открыток, магнитов и репродукций постеров наполняют все сувенирные лавочки столицы Франции. Даже я попала под чародейский магнетизм этого демонического кота и теперь с моего холодильника взирает привезенный из Парижа мини-«Ша нуар».
Теофиль-Александр Стейнлер (1859 – 1953) родился в Лозанне и в Париж приехал на рубеже 1870-1880-х годов. Сперва будущий выдающийся график работал техником-чертежником, но некоторое время спустя он переехал на Монмартр, где быстро сошелся с процветавшей здесь художественной и артистической средой и левым сообществом Франции. Именно его социалистические взгляды и борьба за права рабочего класса определили Стейнлера как художника-графика, поскольку только графика была достаточно массовой, чтобы служить инструментом сопротивления угнетению. Художник создавал многочисленные иллюстрации, в которых старался как можно более прямо отразить хроники рабочего класса, однако гораздо более известен Стейнлер стал в искусстве плаката.
Свой легендарный плакат с черным котом, с которого начался сегодняшний рассказ, Стейнлер создал в 1890-х годах для кабаре «Черный кот», которым владел поэт и шансонье Аристид Брюан. В этой истории тоже не обошлось без социалистического подтекста, Стейнлер считал Брюана своим соратником и еще в 1880-х часто приходил слушать его провокационные песни о жизни парижской бедноты и рабочего класса, в которых жестко высмеивались буржуазные традиции. Брюан и Стейнлер подружились и «Черный кот» стал началом плодотворного сотрудничества двух творцов Монмартра. Учитывая взгляды обоих, провокационность концепции плаката совершенно не удивляет.
На пустом бежево-коричневом фоне крупно изображен гордый и надменный черный уличный кот, представленный как святой с ажурным готическим ореолом вокруг головы, напоминающим окно-розу. Рассматривая ореол, можно заметить любопытный девиз «Montjoye Montmartre».
«Montjoye» — это архаичное и даже несколько насмешливое написание слова «Montjoie», являвшегося частью традиционного боевого клича, который кричали средневековые французские воины, когда шли в бой. В этот клич обязательно входило имя святого, связанного с правителем. Так, например, солдаты Короля Франции кричали «Montjoie! Saint Denis!», а солдаты герцогов Бургундских – «Montjoie! Saint Andrieu!».
У Стейнлера клич «Montjoye Montmartre» заявляет о верности черного кота Монмартру – богемному сердцу Парижа рубежа веков, а всем последователем предписывает поклоняться Черному коту, как святому покровителю Монмартра.
Плакат с черным котом стал одной из первых значимых работ на кошачью тему, которая пришла в творчество Теофиля Стейнлера с его переселением на Монмартр. Вместе с художественной богемой на Монмартре жили десятки бездомных котов, которых Стейнлер постоянно подкармливал и обращал в героев не только своих плакатов и иллюстраций, но и потрясающего монументального полотна «Апофеоз кошек», созданного в 1885 году (по другим данным в 1880-х — 1900-х годах). Картина размерами 164.5 см х 300 см представляет очевидно ту самую ораву парижских котов, которые, как возможно представлялось Стейнлеру, собирались в полнолуние на крышах домов, влекомые возможно тем самым Черным Котом – покровителем Монмартра (в центре композиции), священным сиянием которому служит огромная луна.
Но у меня при взгляде на эту карту возникает иная ассоциация.
И название и ее сюжет схожи с еще одним культовых кошачьим произведением современности – мюзиклом Сэра Эндрю Ллойда Уэббера «Кошки», повествующим о ежегодном грандиозном кошачьем бале, на который собираются тысячи кошек «Племени избранных» со всех концов Земли. Каждая из кошек рассказывает свою историю, чем она исключительна и почему ее можно считать избранной, а в финале стая выбирает самого достойного на роль вожака, который удостаивается чести попасть в кошачий рай и возродиться к новой жизни на Земле.
Нет оснований полагать, что Уэббер мог вдохновляться «Апофеозом кошек» Стейнлера, по его собственным воспоминаниям сюжет он собирал из разрозненных писем и черновиков поэта Томаса Эллиота, чей цикл стихов «Сказки Старого Опоссума о практичных кошках» лег в основу мюзикла. Но на мой взгляд картина прекрасно отражает финал кошачьего бала, когда стая выбрала вожака и лишь мгновение отделяет его от попадания в желанный кошачий рай. И свет полной луны словно в последний раз выхватывает силуэт избранного и кажется еще секунда и он растворится в нем, а коты разойдутся восвояси, ожидая нового бала в следующем году.
Читайте также:
#искусство #живопись #кошки #кошкивискусстве #теофильстейнлер #эндрюллойдуэббер #париж #монмартр