Найти тему
Осталось в проекте

Дворец, который бы украсил Москву

Проект Дворца Советов архитектора Бориса Иофана наверное знают все, кто интересуется советской историей. Но существовало много других вариантов.

Дворец Советов должен был стать не просто административным зданием, а символом советского государства. Следовательно, он должен быть больше, выше, шире, по всем параметрам превосходить уже существующие в мире грандиозные сооружения.

Проводились конкурсы на лучший проект дворца — закрытые и открытые, для архитекторов и для всех желающих, для своих и для иностранцев.

Что хотели увидеть организаторы конкурсов? Проект здания, которое бы стало архитектурной доминантой Москвы. В нём должно было быть как минимум два зала. Большой — на 15 тысяч человек для заседаний Верховного Совета СССР и малый — на 6 тысяч зрителей для театральных постановок и менее масштабных собраний.

На самый массовый конкурс поступило 160 проектов, в том числе из-за рубежа. Свои работы представили американские, немецкие, итальянские французские архитекторы.

Очень современно выглядел проект французского архитектора Ле Корбюзье. Он учёл требования к огромным зрительным залам. Но они у него располагались в отдельных архитектурных объемах, объединенных различными элементами. Эффектно, например выглядела дуга над большим залом.

Проект Дворца Советов Ле Корбюзье
Проект Дворца Советов Ле Корбюзье

Проект был функциональным, пропорциональным окружающим зданиями, соразмерен человеческому росту. Но его раскритиковали за недостаточную значительность. Специалисты считают, что это один из лучших нереализованных проектов архитектора.

Проект Дворца Советов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха
Проект Дворца Советов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха

Говорят, Корбюзье даже написал письмо Сталину, где пожаловался на непрозрачность работы комиссии, которая подводила итоги конкурса. Отмечал, что многие грандиозные проекты фактически были всего лишь красивыми картинками. Они были нереализуемы при существовавших строительных технологиях, не учитывали много технических аспектов.

Сталин на это письмо не ответил. Чего хотел вождь становится понятно, когда знакомишься с его замечаниями к проекту-победителю?

Лучшим был признан проект Бориса Иофана. Он изобразил ступенчатую башню из поставленных друг на друга цилиндров. Высота здания около 250 метров, наверху — статуя пролетария высотой 18 метров.

Первоначальный проект Бориса Иофана
Первоначальный проект Бориса Иофана

Сталин потребовал увеличить высоту здания на 100 метров, а сверху поставить вместо пролетария статую Ленина высотой 100 метров. Это в два с лишним раза выше статуи Свободы в Нью-Йорке и в четыре раза выше "Рабочего и колхозницы".

Памятник Ленину в сравнении со статуей "Рабочий и колхозница" и статуей Свободы
Памятник Ленину в сравнении со статуей "Рабочий и колхозница" и статуей Свободы

На проект памятника Ленину объявили новый конкурс. Длина только одного указательного пальца вождя составляла бы четыре метра, диаметр головы — 14 метров, это высота пятиэтажки.

Сам дворец занимал бы территорию в 11 гектаров. Кроме сноса храма Христа Спасителя пришлось бы сравнять с землей целые кварталы. Между Красной площадью и Дворцом должна была появиться широкая магистраль. Вместительность большого зала увеличилась до 21 тысячи человек — целый стадион!

Дворец Советов должен был превосходить все другие сооружения в мире
Дворец Советов должен был превосходить все другие сооружения в мире

Фундамент под высотной частью дворца закончили в 1939 году. Потом стройку остановила война. В послевоенные годы проект дорабатывали, а потом вообще отложили в сторону.

В 1957 году объявили новый конкурс, который закончился ничем. Идея строительства дворца советов оказалось похороненной.

Подписывайтесь на "Осталось в проекте" — истории о нереализованных идеях и проектах.