Телесериал «Идиот» Владимира Бортко в начале 2000-х наделал много шума. Экранизация одноимённого романа Ф. М. Достоевского стала знаковым явлением в отечественной культуре, особенно, – на фоне скромных достижений неокрепшего российского кинематографа. Больше всего похвал досталось исполнителю главной роли, Евгению Миронову, который действительно прекрасно справился с ролью князя Мышкина. Критики и зрители сравнивали его с Юрием Яковлевым, который блистательно сыграл ту же роль в версии Ивана Пырьева. Несмотря на сильную конкуренцию Миронов все же остается признанным, эталонным князем Мышкиным.
Сложнее обстоит дело с Настасьей Филипповной. Многим не понравилась в этой роли Лидия Вележева, которая, по мнению ряда ценителей классики, уступает Юлии Борисовой из пырьевского фильма. Впрочем, несмотря на критику,нельзя не признать, что актриса весьма эффектно смотрится в кадре и со своей задачей в принципе справилась. Что касается Парфена Рогожина, то исполнитель его роли Владимир Машков выжал из своего персонажа все, что мог, и заслуженно получил шквал одобрения за свою работу.
Владимир Бортко чрезвычайно бережно отнесся к литературному оригиналу и, к счастью, не экспериментировал. Хронометраж сериала позволил ему перенести на экран как основные, так и второстепенные сюжетные линии. Характеры персонажей показаны в точном соответствии с текстом книги, атмосфера душного Петербурга и дачного Павловска переданы превосходно. Напряженная музыка погружает зрителя в мир тяжелых, темных страстей Достоевского.
Сериал снят с большой любовью к одноимённому роману. В каждом кадре чувствуется искреннее желание режиссера и актеров донести до зрителей переживания, которые автор вложил в своих персонажей. История «положительно прекрасного человека» в начале 2000-х годов пришлась весьма кстати. После лихих 1990-х годов, отмеченных чернухой в кинематографе, сериал Бортко стал глотком свежего воздуха.
К сожалению, другие экранизации Достоевского 2000-х годов получились одна хуже другой. Если «Преступление и наказание» смотрится более или менее прилично, то «Братья Карамазовы» получились откровенно неудачными. И биографический сериал «Достоевский» с тем же Евгением Мироновым в главной роли до сих пор вызывает много споров. Поэтому «Идиот», снятый в далеком 2003 году, можно по праву считать лучшей экранизацией отечественной классики в новом тысячелетии.