Найти тему
История живописи

Пленный французский художник, решивший остаться в России

Рассматривая эрмитажные картины (виртуально), случайно наткнулся на любопытное полотно одного французского художника, не представленную в постоянной экспозиции:

"Стычка легкой русской конницы с французами в 1812 году", Дезарно, Огюст-Жозеф, 1827. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
"Стычка легкой русской конницы с французами в 1812 году", Дезарно, Огюст-Жозеф, 1827. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Казалось бы обычная картина на тему Отечественной войны 1812 года одного из французских художников, ничего примечательного. Однако у нее было одно пояснение: его имя было переиначено на русский манер - Август Осипович. А вот это уже меня заинтересовало, так как это означало, как минимум то, что художник какое-то продолжительное время работал в Российской империи. Но история оказалась еще более интересной, чем показалось на первый взгляд.

Огюст-Жозеф родился во Франции, можно сказать, прямо накануне (1788 год) революционных событий в ней, которые так потрясли европейские монархии в те времена. Обучался в парижской Школе изящных искусств, одним из его учителей был художник академического направления Антуан-Жан Гро. Наиболее известным этот учитель был как "певец" наполеоновских побед: Гро неоднократно в холсте показывал блестящие победы французского полководца, а так же был портретистом императорской семьи. И вот в "славный год" (1812) его ученика Дезарно, зачисляют в гусары, и он участвует в наполеоновском нашествии на Россию, которое изменит всю его жизнь (пожалуй, даже "их" жизни, и художника-гусара, и императора Франции).

"Атака конницы Уварова под Бородино", Дезарно, Огюст-Жозеф, 1810-е. Эрмитаж, СПб.
"Атака конницы Уварова под Бородино", Дезарно, Огюст-Жозеф, 1810-е. Эрмитаж, СПб.

В сражении под Красным, происходившим в ноябре 1812 года (недавно как раз был юбилей в 210 лет), Дезарно был ранен и пленен казаками. Но, видимо, Россия пришлась французскому гусару по душе: несмотря на то, что он был освобожден спустя два года, он остается в Петербурге и более того, снова принимается за живопись. За картину с предлинным называнием "Русский кавалергардский офицер в сопровождении двух конных солдат, преследующий с пистолетом в руках французского карабинера, сбитого с лошади и бегущего с одним егерем" в 1815 году был удостоен звания "назначенного в академики" живописца.

Два года спустя, когда художник уже основательно обосновался в России (в числе прочего женившись на русской даме), он представляет совету Академии художеств другие свои работы, в надежде получить назначенное звание, но судьи признали их неудовлетворительными. И только спустя много лет, в 1827 году, за ту самую картину, с которой начиналась эта статья, ему присудят наконец-таки звание академика. Любопытный нюанс: на этой картине художник показал ту самую стычку, в результате которой его самого пленили, и его судьба так круто поменялась.

"Семейный портрет художника", Дезарно, Огюст-Жозеф, не позднее 1827. Русский музей, СПб. На стене можно увидеть все ту же картину, с которой начиналась статья и которая принесла ее создателю звание академика. Рядом с художником его сын в кадетской форме.
"Семейный портрет художника", Дезарно, Огюст-Жозеф, не позднее 1827. Русский музей, СПб. На стене можно увидеть все ту же картину, с которой начиналась статья и которая принесла ее создателю звание академика. Рядом с художником его сын в кадетской форме.

А вскоре Дезарно будет участвовать еще в одной войне, но уже только в качестве живописца - в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, где он находился в войсках при штабе главнокомандующего графа Дибича. По результатам этой войны Дезарно стал кавалером Ордена Св. Владимира IV степени, а также получил медаль "За русско-турецкую войну". Именно с этими орденами он изобразил себя на автопортрете:

Автопортрет. Дезарно Август, Осип, 1834. Русский музей, СПб. Обратите внимание, что в каталоге  музейного фонда РФ художник идет уже с русифицированным вариантом имени.
Автопортрет. Дезарно Август, Осип, 1834. Русский музей, СПб. Обратите внимание, что в каталоге музейного фонда РФ художник идет уже с русифицированным вариантом имени.

Пленный художник так и останется жить и работать в России, в столице которой он и умрет в апреле 1840 года. Такая вот любопытная история о том, как художник смог обрести вторую Родину, поначалу пленившую (в прямом смысле) его, но в итоге давшую ему признание в профессии, семью и известность (по крайней мере, в то время) .

Надеюсь, что вам, как и мне, было интересно узнать эту историю. Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, мне будет интересно прочитать. И напоследок еще несколько работ героя сегодняшней статьи: