Почвы города – довольно непривычное словосочетание! Казалось бы, какие почвы могут быть в современном мегаполисе, где на первое место выступают здания, сооружения и покрытые асфальтном дороги?! Тем не менее почвенный покров присутствует в городской среде, хоть и отличается от природных ландшафтов высокой комплексностью, т.е. здесь имеет место сочетание глубоко преобразованных городских почв и остатков почв естественного сложения. Давайте рассмотрим на примере г. Ростова-на-Дону какие же почвы мы может наблюдать в промышленном, селитебном или парково-рекреационном районах?
Нужно отметить, что в условиях степной зоны формирование городских почв пошло в двух диаметрально противоположных направлениях. С одной стороны, в старых центральных частях города происходила срезка и перепланировки овражистой территории, примыкающей к рекам Дон и Темерник, с накоплением на поверхности результатов антропогенной деятельности в виде строительного и бытового мусора. За более чем 270-летнюю историю становления Ростова-на-Дону в результате многолетних напластований образовались городские почвы, которые несут в себе остатки некогда срезанных черноземов, и которые, несмотря на существенную трансформацию, обладают потенциальным плодородием (Фото 1 и 2).
С другой стороны, для создания городского микроклимата и комфортных условий проживания населения проводилась закладка и формирование скверов, парков и лесозащитных насаждений.
В массе своей они приурочены к территориям, которые не испытывали предварительной антропогенной нагрузки и здесь сохранились черноземы обыкновенные карбонатные разной мощности и гумусированности. Фото 3 и 4.
В результате смены степной растительности на лесную плодородие этих почв не уменьшилось, а наоборот возросло. Отмечается статистически достоверное увеличение содержания гумуса до 8% в поверхностном 10 см слое черноземов в лесопарковых зонах Ростовской агломерации. Это достаточно большие величины, так, к примеру, в наших пахотных черноземах содержание гумуса не превышает 4,0 %. По факту городские леса и скверы, сформированные робинией ложноакациевой, гледичией трехколючковой, дубом черешчатым и различными видами клена представляют собой своего рода зоны- компенсаторы накопления органического углерода – гумуса и плодородия почвы в целом.
Таким образом городская экосистема старается как бы компенсировать тот недостаток плодородия, который возникает за счет разрушения и запечатывания городских почв селитебных и промышленных районов. При этом, хотя истинно городские почвы и теряют большую часть своих функций, связанных с плодородием, для них на первый план выходит другая, не менее важная функция почв в условиях города, а именно протекторная или защитная. То есть они, представляя собой природный фильтр, могут сорбировать в себе большое количество вредных веществ и защищать население от поступления этих вредных соединений в атмосферу и грунтовые воды.
Несмотря на изменение основных направлений почвообразовательного процесса и функций почвы в условиях города, она по-прежнему остается главным компонентом урбоэкосистемы и требует к себе внимания, изучения и защиты (фото 6).
Автор: доктор биологических наук, С.Н. Горбов