Война – это апофеоз истории. Рано или поздно, как показывает исторический опыт, все разногласия между государствами, регионами или даже споры в пределах одной страны выливаются в вооружённое противостояние. Это было, есть, и будет с нами всегда, поскольку такова человеческая природа. Глупы те люди, которые считают, что войны – это метод прошлого, который не может быть применён в современном мире. Проблема в том, что каждое из живущих поколений считает себя самым современным, но и ему на смену приходит другое. Всё повторяется – те же проблемы, те же явления, те же войны. И так как война в истории имеет большое значение, толкование хода войны, причин конфликта, исхода и отдельных событий может быть использовано как пропагандистский инструмент – каждая сторона старается выставить «своих» в наиболее благоприятном свете.
Чем крупнее конфликт, тем больше спекуляций. К примеру, Великая Отечественная война – абсолютный рекордсмен в этом плане. Каждая битва, операция могут иметь по несколько разных трактовок, причём каждый из трактующих приводит свои аргументы. Однако к наиболее спорным событиям, вызывающим крупные дискуссии по сей день, является оборона Брестской крепости – первое значительное событие в войне.
Реальный подвиг или красивая история?
Традиционно принято считать эту оборону героической, ведь солдаты и офицеры, которые не были даже достаточным образом готовы к войне, стояли насмерть и обороняли родные рубежи. Пятью днями лишений, опасностей, тревог, солдаты Бреста смогли сломать первоначальные планы немцев и разрушить их представления о советской армии. Иные же исследователи считают, что это не что иное, как пропагандистский собирательный образ, придуманный уже после войны – красивая история, другими словами.
Чтобы разобраться, что же в те летние дни происходило в Бресте на самом деле, необходимо изучать архивные документы – немецкие штабные журналы. Почему немецкие? Потому что советские до наших дней не дошли, а отчётность вермахта отличалась честностью и точностью – это было строгим требованием вышестоящего начальства. Согласно записям, 22 июня 1941 года части сорок пятой дивизии вермахта под командованием Шлиппера начали штурмовать Брест.
Немецкое наступление.
Перед штурмом была проведена мощная артиллерийская подготовка, которая вызвала большие потери гарнизона, составлявшего 9000 человек. Погибло много офицеров, что добавляло большей суматохи и без того тревожной обстановке. После часового обстрела немцы пошли на штурм. Сначала штурм шёл легко, но к обеду оставшиеся в живых командиры – комиссар Фомин, майор Гаврилов, капитан Зубачёв, лейтенант Виноградов смогли организовать оборону. Было понятно, что качественной обороны не получится, однако кое-где красноармейцы даже сумели отразить немецкие атаки – порой даже перейти в контрнаступление. Самой тяжёлой частью фронта тогда было Кобринское направление крепости – немцы там несли потери, но и советским войскам было тяжело.
23 июня офицеры подготовили приказ о создании штаба обороны в крепости – они хотели подсчитать, сколько людей осталось в живых и попытаться сделать из них обороноспособное подразделение. Однако на следующий день немцы продвинулись ещё дальше – теперь под контролем вермахта была большая половина цитадели. После 24 июня оборона представляла собой несколько очагов сопротивления, которые не имели между собой никакой связи – они прятались в подвалах, казармах, казематах. Немцы призывали гарнизон сдаваться, и многие военные принимали это предложение.
Последний бой.
29 июня Брест подвергся бомбардировке пятисот килограммовыми бомбами, одна из бомб была двухтонной. После этого оставшиеся солдаты и офицеры, которые до последнего обороняли гарнизон, в количестве около 450 человек, сложили оружие и сдались. В этот же день и нацисты тоже покинули Брест – они продолжили двигаться на восток. Брест заняли тыловые немецкие службы и подразделения полицаев.
За всё время обороны из девятитысячного гарнизона примерно две тысячи было убито и семь тысяч пленено. Большинство пленных после немецких лагерей попали в советские, ведь командование считало такой поступок недостойным. Считалось, советский солдат должен умереть за родину. Судя по всему, не все солдаты так считали. Или просто не были готовы к тому, что события будут развиваться столь стремительно.
Итоги.
Командир немцев, Шлиппер, докладывал начальству, что русские проявили невероятные качества, которых от них никто не ожидал – такое упорство, самопожертвование защитников стоили немцам много крови – их потери составили около пятисот человек. Можно ли сказать, что оборона действительно была героической? Наверное, да. Ведь многие отдали за неё жизнь – самое ценное, что есть у любого человека.