Роланд Эммерих зарекомендовал себя как режиссер, специализирующийся на фильмах катастрофах. На его счету такие нашумевшие фильмы как "День незалежности", "Годзилла", "Послезавтра" и "2012". Вышедший в 2021 "Падение Луны" не стал исключением: история о планетарной катастрофе, рассказанная от лица людей, спасающих жизни своих близких и всего населения. Земле снова угрожает опасность, теперь на нее может упасть самый большой спутник Земли, который на поверку оказывается совсем не естественным. Фильм основной массе зрителей не особо понравился, сыграла тут роль не только заезженность жанра, но и довольно слабая работа. Соглашусь с большинством, фильм оказался не самым сильным в карьере Эммериха и достоин максимум 6 из 10.
Если в плане реализации фильм подкачал, то в плане сценария фильм заинтересовал меня больше, так как я увидел явное сходство с книгой нашего соотечественника, Владимира Пятибрата. Речь идет о главной работе его жизни "Глубинной книге". И сходств с фильмом достаточно много. В основе книги лежит идея, что Луна - это космический корабль сферической формы, давным-давно занявший свою орбиту рядом с Землей. Эта концепция что в фильме, что в книге является базой и полностью совпадает. Хронологически события фильма в "Глубинной книге" произошли тысячи лет назад, когда Луна-корабль имел достаточную энергию, чтобы приближаться к Земле максимально близко, а потом снова занимать безопасную орбиту. По книге Луне сейчас хватает энергии только на поддержание внутренних процессов и оставаться на орбите, не поворачиваясь к Земле обратной стороной. (та самая избушка, которая сейчас повернута к лесу передом, а к нам задом).
Фильм получился как квинтесенция всех предыдущих работ режиссера: тут и обязательные цунами высотой с небоскреб, и потеря атмосферы как в "Послезавтра", и сбор элиты в бункере как в "2012", и пришельцы как в "Дне независимости", и конечно же хепи энд как во всех фильмах.
Теперь давайте снова вернемся к сравнению с "Глубинной книгой". Как и в книге Луна оказалась захвачена роем, только теперь этот рой показан как облако нано-роботов, управляемое искусственным интеллектом. В книге рой описывается как инопланетная раса с роидным типом организации, а искусственный интеллект хоть и работал против Луны, но уже после мятежа внутри самой лунной группировки. Так же как и в книге Луна приближается к Земле, и своим приближением может уничтожить всю жизнь на планете, но если в фильме все обставлено довольно просто, как столкновение двух массивных объектов, то в книге Луна подлетала к Земле, чтобы активировать свое оружие, замораживающее все живое (тут и объяснение почему находят мамонтов с непереваренной травой, как будто замороженных за секунды). В фильме на Луне больше никто не живет, только искусственный интеллект и остался, в книге же искусственный разум был перевезен на Землю, а Луну продолжил обслуживать ее экипаж, но уже не в полном составе (часть переселилась на Землю).
То что люди являются потомками Лунной расы солидарны и книга и фильм, только в книге поясняется, что люди генномодифицированны, и не являются точной копией лунатиков, и созданы по образу и подобию в биолабораториях Луны.
Естественно фильм только приоткрывает завесу тайны Луны, в то время как книга подробно описывает возможные события прошлого и настоящего. В фильме не стали рушить теорию эволюции человека, не рассказали откуда на поверхности космическом корабля Луна появилось столько грунта. А источником энергии Луны сделали голубого карлика, в книге же источником энергии был термоядерный реактор, а сейчас энергия Землян.
Понятное дело, что все рассказать не позволяет ни хронометраж, ни заказчики фильма, но в любом случае фильм оказался достойным, несмотря на довольно низкую оценку от критиков и зрителей (тот случай, когда мнение большинства подкачало из-за скудного культурного багажа). А если интересна история, рассказанная в "Глубинной книге", то ставьте лайк - кратко изложу в следующей статье.