История «реалистического» русского портрета началась с приглашения в Россию западноевропейских художников. В 1702 году Петр I издал указ, обещавший щедрое вознаграждение иностранным мастерам «для прокормления своим художеством». Прибывшие ко двору живописцы обучали мастерству отечественных художников. С этих пор ведущие портретисты России имели стабильный заработок и влиятельных покровителей. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как были написаны и в какую сумму оценивались известные портреты.
Карл Брюллов. «Портрет В.А. Жуковского» (1838)
Художник, которого современники прозвали «Великим Карлом», имел щедрых заказчиков и покровителей. За копию фрески Рафаэля «Афинская школа», созданную в Италии для Академии художеств, Брюллову заплатили 10 тысяч рублей, а государь распорядился добавить еще пять тысяч. Меценат Анатолий Демидов заказал монументальное полотно «Последний день Помпеи» за 40 тысяч франков. Но, пожалуй, самая необычная судьба была у «Портрета Василия Жуковского».
В 1836 году петербургские художники и литераторы познакомились с крепостным «маляром» Тарасом Шевченко. Помещик Павел Энгельгардт отправил одаренного крестьянина в столицу на обучение, чтобы сделать из него домашнего живописца. Деятели культуры попытались договориться с Энгельгардтом об освобождении Шевченко. Помещик назначил неслыханный выкуп — 2500 рублей. Обученный ремеслам или искусствам крепостной в то время стоил в среднем тысячу рублей, столько же в год получал комиссионер на коммерческом предприятии.
Чтобы собрать деньги, Брюллов написал портрет Жуковского, а поэт представил свое изображение на придворную лотерею — модную в то время забаву. Государыня Александра Федоровна купила билетов на четыреста рублей, а великая княжна Мария Николаевна и наследник Александр Николаевич вложили по триста рублей. Остальные полторы тысячи собрали по друзьям и знакомым.
22 апреля 1838 года была выкуплена вольная для поэта и художника Тараса Шевченко. А императрица, считавшаяся официальной владелицей портрета, так и не затребовала его во дворец. В итоге портрет попал к коллекционеру Василию Кокореву, а от него к Павлу Третьякову. В советское время картину передали из Третьяковской галереи в Музей Тараса Шевченко в Киеве.
Василий Перов. «Портрет Ф.М. Достоевского» (1872)
В конце 1860-х годов московский купец и коллекционер Павел Третьяков задумал составить собрание портретов, на которых были бы изображены выдающиеся деятели русской культуры. Третьяков покупал ранее написанные портреты и заказывал художникам новые. Василий Перов одним из первых откликнулся на предложение мецената и создал в 1869 году портрет писателя Алексея Писемского, за который получил 350 рублей серебром. Сумма по меркам лучших художников была скромной, но и портрет считался «камерной», «быстрой» работой. Многие соглашались на такой гонорар из желания сохранить для потомков облик великих современников.
Позже Третьяков заказал Перову портреты Александра Островского, Аполлона Майкова, Владимира Даля, Ивана Тургенева и многие другие, но самым известным стал портрет Федора Достоевского. Третьяков предложил за него 600 рублей — стоимость двух отборных скакунов.
Условились, что художник приедет в Петербург писать Достоевского в конце апреля — начале мая 1872 года. Жена писателя Анна Достоевская «была уверена в полном провале» из-за необщительного характера мужа. Но художник смог найти к нему подход: прежде чем взяться за кисть, он часто приходил в гости, наблюдал за писателем и в конце концов подружился с ним. В своих мемуарах Анна Достоевская писала: «Перов… сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского».
Автор: Екатерина Гудкова