Лента «Отец и сын» режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова обречена на вечное сравнение с легендарной эпопеей (и с предшествующей сагой «Тени исчезают в полдень» (1970-1971)).
Примерно то же время и место действия, схожий сюжет и авторский почерк, даже многие актёры те же.
И в главной роли, положительной, героя образцового, классического борца за справедливость, — Вадим Спиридонов, актёр инфернальной красоты, талантливейший, харизматичный, мощный, устоять перед мужской силой которого, кажется, невозможно. Вадиму, кстати, чаще доверяли персонажей отрицательных, да и визитной карточкой его стал двуличный Фёдор Савельев из «Вечного зова», но здесь он революционер, реформатор, абсолютно преданный идее и делу.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Эпопею «Вечный зов» Краснопольский и Усков начали снимать в 1973. Сюжет рассказывал о десятилетиях жизни в Сибири, поэтому и съёмки растянулись на годы. Занятые в фильме актёры уезжали в свои театры, работали параллельно над другими картинами, так что иногда в работе случались простои. Во время одного из таких перерывов, в 1978 году, тандем решился создать ещё один фильм. Это была экранизация романа Георгия Маркова «Отец и сын».
Сценарий написали сами режиссёры, а помог им в этом писатель Анатолий Иванов, ставший их коллегой и товарищем после лент «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов»: он и был автором романов, по которым сняли эти истории. Название новой картины менять не стали, и новый проект обозначили как «Отец и сын». Изначально Краснопольский, Усков и Иванов
поставили задачу как можно точнее перенести роман на экран, сделать не фильм не по мотивам, а именно экранизировать книгу, показать настоящих героев своего времени,
людей, которые жили и продолжали жать в памяти детей и внуков первых коммунаров.
Сюжет рассказывает о становлении советской власти в Сибири, организации коммуны и противостоянии с контрреволюционеры и приверженцами старого режима. Во многом эта
история была автобиографична для Георгия Маркова: в молодые годы он сам был членом первой сибирской сельхозкоммуны и писал в романе о том, что видел своими глазами.
«Это было время трудное и горькое, это было время светлое и гордое» — так начинается кинодилогия (так определили её сами авторы). Две части разделяют несколько лет, и главные герои в них разные: в первой серии в центре отец, во второй — сын.
Главную роль, Романа Бастрыкова, который ратует за советскую власть и организует коммуну сибиряков, режиссёры отдали Вадиму Спиридонову, с которым познакомились уже очень близко: Вадим уже несколько лет играл того самого Фёдора Савельева в «Вечном зове». Сам актёр видел в своём персонаже горьковского Данко, готового пожертвовать всем, чтобы сделать жизнь других светлее и счастливее. В интервью он говорил, что
хочет посвятить роль своему отцу, революционеру-большевику, и его товарищам, цельным, целеустрелённым и нравственным, которые твёрдо шли к цели, никогда не сворачивая с пути. И это ему, безусловно, удалось.
А вот в образе сына-подростка Романа Бастрыкова выступил начинающий юный актёр Алёша Серебряков. И это оказался на удивление меткий выбор. Настолько меткий, что чуть позже Алёша станет экранным сыном Вадима и в «Вечном зове»! Ну а ещё через некоторое время
Алексей Серебряков превратится в популярного советского и российского актёра,
который, правда, несколько попортил свою репутацию в последние годы (по крайней мере, в моих глазах).
Во второй части сын предстаёт повзрослевшим, уже юношей, и здесь его играет Андрей Смоляков, в конце семидесятых ещё совсем молодой, двадцатилетний, имеющий за плечами всего пару ролей. Сегодня Андрей Смоляков тоже артист известный и востребованный.
Своеобразным «хозяином тайги», богатеем, затаившимся в лесу и исподволь вредящим коммунарам в компании бывших белогвардейцев, стал Борис Новиков. У него была схожая роль в «Тени исчезают в полдень», но если там он был эдаким шутом, смекалистым пройдохой, то здесь стал скорее помещиком, мелкопоместным царьком (не зря его именуют «князь»). Из «Теней» же пришёл Валерий Гатаев, а из «Вечного зова» — Иван Лапиков.
А ещё во второй серии появилась Марина Дюжева в роли симпатичной и смелой учительницы, несущей сельчанам новые знания, новые заветы и новую веру в советскую власть.
Главные женские роли сыграли Людмила Хитяева и Надежда Бутырцева. Людмила Хитяева уже была прекрасно знакома зрителям, а Надежда была молодой актрисой, только начинающей карьеру. Это был ещё один удачный режиссёрский выбор, потому что Надежда красива народной, сибирской красотой. На мой личный взгляд, она как раз та самая русская женщина, о которой Некрасов написал известные всем строки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдёт — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублём подарит!».
Вот Надежда — как раз такая (посмотрите и убедитесь).
В небольших, но интересных ролях появились Леонид Харитонов, Павел Кормунин (его, к слову, озвучил Пётр Вельяминов, любимец Краснопольского и Ускова. И голос Петра Сергеевича очень узнаваем: стоит на пару минут отвернуться от экрана и уже мысленно видишь Захара Большакова или Поликарпа Кружилина).
И отдельно отмечу Сергея Мартынова в образе подпоручика, который спустя годы умело закамуфлировался под приверженца новой власти и усердного и ответственного работника. Невероятно он хорош в этой роли, и когда предстаёт царским подпоручиком, и когда он примыкает к коммуне в качестве разведчика и влюбляется в чужую жену, и когда он уже появляется остепенившимся снабженцем и даже членом партии (но по-прежнему её тайным врагом).
Создавали «Отца и сына» полтора года, при этом серии делали параллельно, благо главных героев в них играли разные артисты.
Но техническая часть группы попутешествовала по стране. Часть съёмок, в основном павильонных, провели на «Мосфильме», натуру снимали в Калинине (сегодня это Тверь) и в Башкирии в районе Павловского водохранилища. В 1979 году работу завершили.
«Отец и сын» прошли по экранам средне и большого успеха не снискали. Что, наверное, было предсказуемо на фоне «Теней» и «Вечного зова». Но это всё-таки
история самостоятельная, интересная, красивая, сделанная с размахом и действительно качественно.
И конечно, снова объяснюсь я в любви Вадиму Спиридонову, актёру, который ушёл слишком рано и которго наш кинематограф очень недолюбил.
А что вы думаете об «Отце и сыне»? Это самостоятельная вещь или вторичная, скопировавшая «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: