Найти тему
Ne хyдoжka

Как рисовать глаза поэтапно? Полное руководство к действию! Не оставляйте свои портреты без зеркала души ;)

Оглавление

Привет, мой дорогой рисующий друг. Если ты наткнулся на эту статью значит ты прокачиваешь свой скилл в рисовании портретов и столкнулся с одной из самых интересных задач - рисование глаз. Лично для меня это самый любимый этап работы. Благодаря глазам портрет становится живым, одушевлённым. Главное тут правильно их нарисовать и не совершить распространённых ошибок. С этим я вам постараюсь помочь 😊

С чего начать? Первые шаги самые важные…

В рисовании глаза самой первой и важной частью является то, что ГЛАЗ 👁 -это шар 🎱 😱. Удивила? Думаю нет, каждый кто хоть чуть-чуть уже изучал рисование глаз или анатомию человека уже знают об этом. Но именно с этим фактом связаны все основные сложности. Обычно новички в рисовании забывают об этом, увлекаясь рисованием век, ресниц и т.д. Именно глазное яблоко формирует форму век, которые как-бы обволакивают его, повторяя шаровидную форму. Без учета этой информации глаз получается треугольным, плоским, нереалистичным.

Итак, шар.

Давайте для начала разберёмся что такое шар и как его рисовать. И только после этого вернёмся к глазу. Шар, в отличии от круга форма объемная. Но начинаем рисовать мы шар все равно с круга, так как круг это его форма ⭕️. В чем же разница? Как изобразить шар объемным? Тут выходят на свет СВЕТОТЕНЕВЫЕ отношения 🌚🌝. Если вы учились в художественной школе, то знаете о чем сейчас пойдёт речь. Итак светотеневые отношения -это свет и тень… ну ещё полутень и рефлекс! Подробнее об этом будет в другой статье, а пока что объясню очень просто. Вот есть у нас фигура шар и на неё светит свет из софита сверху. На шаре от этого света появляется светотеневая градация. Основная - разделение света и тени. Более подробная, когда появляется свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Объясняю что это за термины такие от самого светлого до самого загадочного.

  1. Блик -самая светлая часть в рисунке, яркое маленькое пятно обычно на самой выпуклой и освещённой части поверхности.
  2. Свет - светлая, самая освещённая часть предмета. Не такая яркая как блик и более большая.
  3. Полутень - растяжка тонов от света к тени. То есть полутеней может быть несколько в градациях светлее-темнее. Это то что между светом и тенью, средний тон.
  4. Тень - самая неосвещенная часть предмета, а значит самая темная. Тень на самом предмете называется собственной. А тень, которую предмет отбрасывает - падающей тенью.
  5. Рефлекс - вот он самый загадочный парень. С латинского слово означает отражение. И это на самом деле отражение рядом стоящих предметов. Обычно он находится с краю предмета, не такой широкий как тень или свет, он очень скромный, но выполняет важнейшую функцию в создании объема. Посмотрите на шарик и на его тень, новичок нарисует тень до самого края предмета и он не будет объемным. С самого края, где форма закругляется и уходит в невидимое для нас пространство появляется рефлекс. Это отражение рядом находящейся поверхности, которая отражает на него легкий свет от себя самой. То есть источником света может быть не только софит/солнце/лампа которые направляют прямые лучи, но и поверхность на которую падают прямые лучи, она их отражает на другую поверхность. Рефлекс светлее тени, но темнее полутени.
Фото шара
Фото шара
Тут я красной стрелочкой нарисовала как идёт прямой лучик света от основного источника (софит) сталкивается с светлой поверхностью стола и отражается с краю на теневую зону шара и образует на ней светлое пятно - рефлекс.
Тут я красной стрелочкой нарисовала как идёт прямой лучик света от основного источника (софит) сталкивается с светлой поверхностью стола и отражается с краю на теневую зону шара и образует на ней светлое пятно - рефлекс.
-4
Такой шарик у меня получился :)
Такой шарик у меня получился :)

Превращаем шар в глаз… Нарисуйте мне веки!

Для начала я немного переделаю шарик, который рисовала выше. На нем показано освещение сверху и сбоку. Так лучше видно все светотеневые переходы. На глаза обычно попадает свет под другим углом и гораздо более рассеянный, особенно при естественном освещении. Конечно если нету яркого солнца.

Поэтому я сместила свет и блик чуть к центру и зона тени тоже поменяла своё расположение и сместилась к краям. Ещё нам нужно провести две прямые линии - вертикальную и горизонтальную ось. Они должны находиться по центру.

Вот шар с горизонтальной и вертикальной осью. Пересекаются они в центре.
Вот шар с горизонтальной и вертикальной осью. Пересекаются они в центре.

Далее я всё-таки стала использовать референс, создать реалистичное изображение без натуры либо очень сложно, либо даже невозможно. Тут нам поможет любимый Pinterest где можно найти все и вся. Итак, я добавила реф рядом с будущим глазом. Можно просто открыть картинку рядом с холстом на котором рисуете. Если рисуете на бумаге, то смотрите на реф так как вам удобно.

Шар который уже нарисовали. А если не нарисовали, то нарисуйте круг и держите у себя в голове, что это не круг, а шар! У шара есть объём :) на глаз я тоже добавила две оси. Пересекаться они будут в центре зрачка.
Шар который уже нарисовали. А если не нарисовали, то нарисуйте круг и держите у себя в голове, что это не круг, а шар! У шара есть объём :) на глаз я тоже добавила две оси. Пересекаться они будут в центре зрачка.

Далее веки. Я обычно начинаю их намечать с определения местонахождения внутреннего и внешнего уголков глаза. Находятся они у нас ниже горизонтальной оси. И должны быть немного на территории шарика (глазного яблока). Так как глаз держится внутри век и глазницы, уголки глаз тоже перекрывают и придерживают его и они не могут быть шире шарика или ровно на его границе.

На пересечении осей мы обнаружим зрачок… к радужке чуть позже перейдём. Давайте сейчас поговорим о верхнем веке. Верхнее веко приподнимается больше всего именно над зрачком. И иначе не бывает, даже когда зрачок двигается, смотрит по сторонам. Веко его преследует везде, поворачивается вместе с ним.

Тут уже нарисованы веки, зрачок, радужка и слезник в том порядке, в котором описывается в статье.
Тут уже нарисованы веки, зрачок, радужка и слезник в том порядке, в котором описывается в статье.

Итак, если мы посмотрим на греческие статуи, мы увидим что у них белые глаза без зрачков. Но мы все равно понимаем куда направлен их взгляд. Это происходит как раз за счёт направления век.

-9

Приведу ниже пример на своих зарисовках.

1. Просто скетч глаза с радужкой и зрачком смотрящими в сторону. 2. Глаз уже с затертым зрачком и радужкой. 3. Тут я обозначила где приподнимается веко над зрачком и становится понятно куда смотрит этот глаз.
1. Просто скетч глаза с радужкой и зрачком смотрящими в сторону. 2. Глаз уже с затертым зрачком и радужкой. 3. Тут я обозначила где приподнимается веко над зрачком и становится понятно куда смотрит этот глаз.
Ещё пример :)
Ещё пример :)

С точкой подъема верхнего века разобрались. Идём дальше. Ой, забыла сказать про площадку на веках. Это так сказать толщина самого века. Наметьте ее, повторяя округлые формы глазного яблока. На нижнем веке эта площадка обычно светлее и больше видна. А на верхнем веке ее часто перекрывают ресницы и она попадает в теневую зону. Из-за чего она менее заметная, но она есть:)

И намечаем радужку. И тут тоже все не так просто.

-12

Когда взгляд смотрит прямо и расслабленно, то есть самое обычное и распространённое положение глаза, верхнее веко будет слегка перекрывать радужку сверху. Совсем чуть-чуть, но будет. А вот нижнее веко лишь слегка касается радужки .

-13

При взгляде вверх, верхнее веко все равно прикрывает радужку сверху. А нижнее отрывается от нижнего края радужки и создаётся пространство. Чем выше смотрит человек, тем больше будет это расстояние.

-14

Рассмотрим варианты когда нарушается правило того, что верхнее веко перекрывает радужку. Как только веко слегка касается радужки, не перекрывая ее, взгляд стал напряженным. А если появляется большое расстояние между радужкой и верхним веком, взгляд сразу становится очень напуганным и даже бешеным. Если вам нужно передать именно такие эмоции -вспоминайте об этом.

-15

Веки нарисовали, со зрачком и радужкой разобрались… идём дальше.

Складка век, глазница, бровь…

Тут сразу дала тона на зрачок и радужку.
Тут сразу дала тона на зрачок и радужку.

Складка верхнего века вещь очень интересная. У всех она разная. Бывает нависшее верхнее веко перекрывает подвижное, бывает подвижное веко очень выразительное и округлое, большое ( такие глаза мне кажется идеальны для макияжа), бывают азиатские глаза на которых есть эпикантус который полностью прячет подвижное веко. Это все очень важно помнить когда рисуете глаза, замечайте эти характерные особенности.

Типичный пример больших глаз с большим подвижным веком и верхнее не нависает, не прячет его даже когда глаза смотрят вверх . Очень красивый тип глаз, часто его можно увидеть у моделей. Почти всегда такие глаза большие и на них можно рисовать целые картины тенями для глаз 😂
Типичный пример больших глаз с большим подвижным веком и верхнее не нависает, не прячет его даже когда глаза смотрят вверх . Очень красивый тип глаз, часто его можно увидеть у моделей. Почти всегда такие глаза большие и на них можно рисовать целые картины тенями для глаз 😂

Мой любимый тип глаз. Такие чаще встречаются когда есть довольно увесистые брови расположенные низко к глазу. Подвижное веко в этом случае видно, но где-то в центре оно прикрывается складкой кожи. Мне кажется такие глаза, они очень интересные и характерные. У меня кстати такие☺️
Мой любимый тип глаз. Такие чаще встречаются когда есть довольно увесистые брови расположенные низко к глазу. Подвижное веко в этом случае видно, но где-то в центре оно прикрывается складкой кожи. Мне кажется такие глаза, они очень интересные и характерные. У меня кстати такие☺️
При возрастных изменениях веко может опускаться и обычно возле внешнего уголка глаза. Так вы поймёте, как передать пожилой возраст на портрете, если это нужно.
При возрастных изменениях веко может опускаться и обычно возле внешнего уголка глаза. Так вы поймёте, как передать пожилой возраст на портрете, если это нужно.
Прекрасное азиатское веко. Как я и говорила мы видим эпикантус который полностью закрывает подвижное веко. Образуя характерную складку. Невероятно красиво и разнообразно, то что создано природой. Азиатские глаза выглядят как что-то инопланетное и волшебное.
Прекрасное азиатское веко. Как я и говорила мы видим эпикантус который полностью закрывает подвижное веко. Образуя характерную складку. Невероятно красиво и разнообразно, то что создано природой. Азиатские глаза выглядят как что-то инопланетное и волшебное.

Разновидностей глаз ещё очень, очень много и я когда-нибудь напишу об этом отдельную статью. Скажу, что ещё на многое влияет посадка глаз. У кого-то глаза посажены глубоко, у кого-то более наружу.

Но сегодня мы рассмотрим обычный вариант европейского глаза, у которого видно подвижное веко.

На нашем референсе подвижное веко видно полностью, но брови довольно массивные и в середине над зрачком формируется более приплюснутая форма. Кожа над подвижным веком увесистая и слегка прикрывает подвижное веко.

-21

Наметье так же бровь, объём нижнего века (который повторяет шарик по форме). Переход к переносице (там кстати будет тень) и объём под наружным кончиком брови (там выпуклость и обычно светлее)

Тон!

Урааа! Вот мы и дошли до работы с тоном 🥳. Мне обычно проще работать поверх среднего тона. Я беру средний серый цвет и под слоем с линиями создала серую тонировку.

-22

Дальше я буду рисовать светом и тенью. Да, обычно встречается подход когда рисуют тёмным по светлому. Но мне кажется подход рисования от среднего тона более понятным и быстрым. Средний тон задан, дальше свет и тень, не запутаешься.

Вот я обозначила зоны света, они не очень светлые, так как это не блики. Блики должны выделяться. Поэтому свет должен быть темнее блика.

-23

Добавляю теневые зоны. Мазки по форме. Бровь темнее к внешнему кончику, светлее у начала с внутренней стороны.

Ниже приведу пример где обычно рисуется свет и тень на глазе при стандартном освещении.

-24

Если вдруг свет на глаза падает каким-то необычным способом. Например подсветка с низу. То светотеневой рисунок меняется. Но так как освещение обычно сверху, то светотеневой рисунок примерно такой в большинстве случаев.
Если вдруг свет на глаза падает каким-то необычным способом. Например подсветка с низу. То светотеневой рисунок меняется. Но так как освещение обычно сверху, то светотеневой рисунок примерно такой в большинстве случаев.

Переходим к более подробной проработке объемов.

На этом этапе я уже стала усиливать тени: в складке над подвижным веком, плод подвижным веком. Подробнее нарисовала радужку, прорисовав на ней темную каемочку. Мне обычно очень нравится добавлять на глаза эту особенность, но не всегда она есть. Так же светлым и тёмным тоном, маленьким размером кисти я добавила рисунок на радужку. В виде таких лучиков от зрачка.

И уже наметила складочки которые есть на коже вокруг глаза. Тоже светлыми и темными штрихами. Немного бликов-точечек на верхнее веко и у слезника (тон берите ещё пока не совсем белый, просто светло-серый)

-26

Брови! Обожаю брови!

Первый шаг к прорисовки бровей у меня, обычно состоит в том, чтобы взять тон кожи возле брови и немного "проредить те брови которые я изначально наметила. Штрихи делаю во внутрь брови легкой линией, чтобы она была тонкой на конце.

-27

Далее прорисовываю волоски. Тут конечно удобно работать специальной кистью для бровей. Но у меня челлендж я рисую в этом скетче все одной круглой кистью. Ей же буду рисовать волоски. Важно ещё понимать направление волосков и их тон.

В начале брови я рисую чуть более светлые волоски растущие вверх. Далее они загибаются по форме брови и становятся темнее к кончику. Смотрите на картинку ниже, красными стрелочками я нарисовала в каком направлении рисовала волосинки бровей :)

-28

Ресницы! Наконец-то мы дошли до ресниц.

Тут тоже все не так просто. С ресницами можно наделать кучу ошибок и только все испортить. Конечно, ещё часто новички стараются прикрыть огрехи своего рисунка и это типо работает… но только наполовину, ибо чтобы закрыть ресницами все косяки то это будет просто волосяная щётка. Ресницы тоже удобно рисовать кистью для ресниц. Но у меня челлендж я продолжаю одной и той же кистью все от начала до конца.

Давайте сначала обсудим самые распространённые ошибки в рисовании ресниц, чтобы понять как делать не надо и как надо.

Ресницы не должны быть:

  • слишком прямыми и без изгиба.
  • однородными по толщине от основания до кончика
  • Даже если они изогнутые и тонкие на конце, это ещё не значит, что они нарисованы правильно. Об этом ниже
-29

Ресницы должны быть:

  • нарисованы у внутренней площадки века, но не на самой площадке, а на границе.
  • их нужно нарисовать в правильном направлении от глаза. Ресницы не "смотрят" в одну сторону. Возле внутреннего уголка глаза они смотрят во внутрь, потом они разворачиваются и над радужкой смотрят вверх. И только к внешнему краю, ресницы разворачиваются и смотрят в обратную сторону.
-30
  • Ещё ресницы обычно формируются в пучки. Есть доминантная ресница и другие к ней словно подтягиваются. Ещё ресницы интересным образом выгибаются, особенно на верхнем веке. Они загибаются сначала немного вниз, потом выгибаются вверх. При этом движение штриха должно быть легким, изнутри глаза наружу. Не делайте штрих ресницы от кончика к основанию, ресница получится толстой. Слегка надавливаем у основания и взмах к кончику. Это тренируется со временем и потом получается очень легко.
-31

Сформировали пучки. На картинке ниже 👇

-32

Далее дорисовываем остальной объём ресниц.

-33

Дальше я доработала детали, дорисовала более светлые и яркие блики. На этом свой скетч глаза я закончу.

-34

Надеюсь эта статья была для вас полезна. Я постаралась сделать ее очень понятной и наполненной, чтобы она подходила самым новичкам в рисовании. Я так же сделала видео-туториал по рисованию этого глаза, на котором с моими объяснениями можно увидеть весь процесс создания. Так же в видео я раскрываю много других секретов 🤫 . Это видео доступно на моем Boosty!

Alice Tretyakova - Procreate & портреты красивых девочек. Рисую и учу

В будущем я ещё буду писать статьи о рисовании глаз. Например о том, как рисовать сразу оба глаза. Как рисовать эмоции глаза и глаза в цвете. А эта статья на этом заканчивается! Всем спасибо ☺️ желаю творческих успехов, любимки 💜