Найти в Дзене
Юристы разъясняют

Как правильно написать претензию

Оглавление
Что в претензии обязательно должно быть и как правильно ее направить
Что в претензии обязательно должно быть и как правильно ее направить

Претензия – это письменные требования лица, недовольного тем, что вторая сторона не исполняет свои обязательства по договору. Претензия нужна, чтобы соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Если не направить нарушителю договора претензию, суд в большинстве случаев не примет ваш иск. И всё равно отправит вас сначала решать спор в досудебном порядке.

Когда претензия обязательна

В законе есть около 30 категорий споров, по которым обязательно направлять претензии:

  • споры о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов по налогам с физических лиц;
  • споры при изменении, расторжении договоров, в т.ч. споры при расторжении договора аренды; споры при расторжении договора найма, о выселении;
  • споры о защите прав потребителей финансовых услуг;
  • споры о выплатах по договору ОСАГО;
  • споры, связанные с назначением обеспечения по страхованию;
  • споры, вытекающие из авиаперевозок, ж/д перевозок груза, перевозок пассажиров;
  • споры о качестве туристского продукта.

Даже когда направление претензии не обязательно - например, в большинстве споров по защите прав потребителей, - направление претензии позволит решить вопрос до суда, а ваши четко сформулированные претензии к продавцу или исполнителю - помогут ускорить его решение, а также будет четко понятна дата возникновения претензии.

Как правильно составить претензию: что там обязательно должно быть

Претензия составляется в свободной форме, однако в любой претензии должна быть следующая информация:

  • кому и от кого направляется претензия;
  • суть проблемы с указанием нарушений, со ссылками на нарушенные пункты договора, нормативные акты, законы;
  • требования, которые вы предъявляете: заменить товар, вернуть деньги, выплатить неустойку и тому подобное;
  • последствия, которые наступят при неисполнении данных требований: обращение в суд, взыскание штрафа, неустойки, судебных расходов;
  • дата и подпись;
  • перечень документов, прилагаемых к претензии (если они есть).

Как правильно направить претензию

Соблюдайте правила направлений претензий, если хотите выиграть спор в суде. Потому что суд не примет ваш иск, если вы не докажете, что направляли претензию в досудебном порядке.

Направьте претензию почтой ценным письмом с описью вложений. Сохраните почтовую квитанцию и ваш экземпляр описи. Это доказательства того, что вы действительно направили претензию, с датой когда это произошло.

Договором или обычаями делового оборота могут быть предусмотрены и другие способы направления претензии. Например, по электронной почте. А в торговле претензию можно подать в магазин, где вы купили товар. В этом случае попросите поставить отметку что вашу претензию приняли. Попросите указать дату и полномочия человека, который принял претензию.

Что делать, если на претензию не отвечают

Без письменной претензии нарушившая обязательства сторона часто затягивает сроки исправления недостатков и кормит «завтраками». Даже когда направление претензии не обязательно! Зато после грамотно сформулированной и направленной письменной «угрозы» обращения в суд все вопросы решаются как по волшебству. Так было с нашей клиенткой Ольгой.

По общему правилу срок ответа на претензию 30 дней

Если нарушившая свои обязательства сторона не отвечает на претензию или ответ вас не удовлетворяет, то можно подать иск в суд.

Специальный досудебный порядок по спорам с финансовыми и страховыми организациями

Не так давно начал действовать особый досудебный порядок по разрешению споров потребителей финансовых и страховых услуг.

Если после направления письменной претензии в финансовую или страховую организацию вам не поступил в срок ответ или ответ вас не устроил, то перед обращением в суд вы должны обратиться к Финансовому омбудсмену. Порядок обращения и необходимые для этого документы указаны на сайте https://finombudsman.ru/.


Финансовый уполномоченный поможет разобраться в спорах между физическими лицами и финансовыми и страховыми организациями, что также позволит избежать обращения в суд. Если же и Финансовый уполномоченный не решит ваш спор - то только тогда можно обращаться в суд.

Проконсультируйтесь с нашим юристом. Это бесплатно!

Ксения Доронина * Юридический центр: право и консалтинг legal.msk.ru

#честныйюрист

#досудебнаяпретензия

ЖКХ
2331 интересуется