Найти тему
SpaceNET (генетическая история)

Поморы Русского севера оказались генетически близки скандинавам

Поморы Русского севера оказались генетически близки к викингам (картинка из ОИ)
Поморы Русского севера оказались генетически близки к викингам (картинка из ОИ)

Российские палеогенетики (Окованцев и др., 2022) изучили ДНК поморов Русского севера у 3-х близких популяций (онежский берег, летний берег и зимний берег Белого моря). Ученые обнаружили у поморов 14 разных Y-гаплогрупп, однако наибольшая часть из них приходилась на Y-ДНК - I1, N3 и R1a (примерно по 25% каждая), а также на I2a и R1b (примерно по 8%). Гаплогруппа R1a была представлена тремя ветвями (PF6202, CTS1211, Z92), Y-гаплогруппа N3 - двумя (CST10760, Z1936). Остальные же Y-ДНК гаплогруппы не превышали 1-2% Оказалось, что каждая из этих 3-х групп поморов обладает своим довольно особенным генетическим портретом, но при этом поморы имеют общие наследственные связи. Предположение ученых о том, что поморы пришли с территории Новгородчины и схожи с ними генетически не подтвердилось. По мтДНК и аутосомным маркерам три популяции сближаются с населением Скандинавии, а разнообразие «отцовских» линий указывает на сходство генофонда Русского Севера с населением более обширных территорий - от Прибалтики до Печоры и, вероятно, связано с наследием древнего палеоевропейского населения.

Y-хромосомные гаплогруппы онежских поморов (Окованцев и др., 2022)
Y-хромосомные гаплогруппы онежских поморов (Окованцев и др., 2022)

Вопреки географической близости трех популяций поморов (80–170 км) из таблицы видно, что их генетические портреты существенно различаются, а по четырем гаплогруппам (I2, N3, R1a, R1b) эти различия достоверны. Так, у поморов "Зимнего берега" снижена частота гаплогруппы N3a4 и повышена частота I2a, а у поморов "Летнего берега" не обнаружена гаплогруппа R1a-PF6202, распространенная у других поморов, но значительно выше частота гаплогруппы R1b. Среди поморов "Онежского берега", наоборот, высока встречаемость Y-гаплогруппы N3a4, но снижена - I2a. По Y-ДНК, самыми близкими народами для одних поморов оказались скандинавы, для вторых - финны, а для третьих - русские, у которых присутствует заметный вклад от дославянского населения. При этом, все онежские поморы существенно отличались от славянского населения Новгородчины. Самое же большое генетическое сходство, не смотря на имевшиеся различия, онежские поморы обнаружили между собой, а далее - с зарубежной Северной Европой (генетическое расстояние от поморов до шведов и финнов d = 0,28, до норвежцев и датчан d = 0,50, до русских материковой части из Архангельской области и Новгородчины d = 0,70 - 0,90)

Генетические расстояния онежских поморов с другими народами (Окованцев и др., 2022)
Генетические расстояния онежских поморов с другими народами (Окованцев и др., 2022)

Таким образом, поморы "Летнего берега" обнаружили высокое сходство с населением Скандинавии, что можно объяснить общим палеоевропейским субстратом или длительными взаимодействиями скандинавов и поморов. В тоже время у поморов "Зимнего берега" найдена генетическая близость только к двум популяциям Швеции и Финляндии, а у поморов "Онежского берега" генетические показатели сходны с широким кругом финноязычных народов севера Европы и с некоторыми популяциями русских, в генофонде которых существенен вклад дославянского населения.

Населенные пункты 3-х популяций онежских поморов (Окованцев и др., 2022)
Населенные пункты 3-х популяций онежских поморов (Окованцев и др., 2022)

Данная информация в сентябре этого года была опубликована в "Вестнике Российского государственного медицинского университета".

Если Вам понравилась наша статья не забывайте ставить лайк (👍 - палец вверх) и подписывайтесь на наш канал. Буду рад любым комментариям к этой статье, и не забывайте также делиться статьей со своими друзьями.

Читайте также другие наши статьи на канале SpaceNET (палеогенетика)