Английский коммерсант и дипломат Горсей был одним из немногих иностранцев, проживших в России длительное время. И главное, он записал свои воспоминания о России, оставив после себя три сочинения и несколько писем по «русским делам».
Интерес Запада к России
Развитие молодого капитализма в Европе шло нарастающими темпами и очень скоро почувствовалась нехватка как сырья, так и новых рынков сбыта продукции. И тогда взгляды более просвещенной Западной Европы обратились на восток и далее в Азию. Европа вспомнила о России, которую раньше упорно игнорировала, считая ее ниже себя и недостойной внимания. Но у «темной» России было много привлекательных сторон: огромные территории, несметные природные богатства и богатый высший класс.
Конечно, были и другие причины. В том числе, возрос интерес европейцев к окружающему миру, к соседним народам и странам. Поэтому Россию активнее стали посещать не только иностранные дипломаты, но и предприниматели, купцы, ученые. Многие из них вели свои записи о пребывании в чужой стране, что вызвало всплеск интереса к малоизвестной далекой Московии.
Одним из таких популяризаторов «русской темы» был Джером Горсей. Его воспоминания особенно важны, так как он был в хороших отношениях с Иваном Грозным и знал многих политических деятелей второй половины XVI в.
Англичанин в Московии
Джером Горсей родился в 1550 году в Англии. Его отец был торговец. В 1573 году Горсей впервые приезжает в Россию в качестве служащего «Московской компании». Благодаря заслугам предшественников, английские купцы получили от Ивана Грозного право на беспошлинную торговлю, а в Англии «Московская компания» получила исключительное право на торговлю с Россией. Таким образом, это была крупная компания, которая монополизировала московский рынок.
Чем конкретно занимался Горсей в первые 7 лет - неизвестно. Но, похоже, время зря он не терял. В 1580 он отбыл в Англию в качестве посла Ивана IV, а весной того же года уже вернулся в Россию. Причем, вернулся с 13 судами, груженными товарами, затребованными русским царем.
После успешного выполнения миссии положение Горсея при царском дворе резко укрепилось и его даже стали звать на русский манер - Еремеем. Он стал представляться как важное должностное лицо крупной английской компании. Он стал общаться с видными боярами, в том числе, с жившим по соседству с английским подворьем Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым. Был в хороших отношениях с казначеем - князем Иваном Ивановичем Голицыным, с боярином Иваном Федоровичем Мстиславским, оказывал услуги Борису Годунову.
Но главное, Горсею стал покровительствовать сам царь. Россия увязла в Ливонской войне, и Горсей занимался поставками из Англии пороха, свинца, селитры и других военных припасов.
В 1585 году Горсей был опять отправлен в Англию с важной миссией. На этот раз он должен был известить английскую королеву о воцарении Федора Ивановича. По возвращении он продолжает свою деятельность и даже выполняет некоторые поручения Бориса Годунова. Так, он был отправлен в качестве посла к вдове Ливонского короля – Марии Старицкой. Мария жила в Риге под строгим контролем польского короля Стефана Батория. К ней практически никого не пускали. Но Горсею удалось добиться аудиенции у королевы, и он убедил ее вернуться в Москву, что и нужно было Борису Годунову.
Закат звезды Еремея Горсея
Летом 1587 г. он вновь приезжает в Англию в качестве посланника русского царя. Но этот приезд на родину оказался для него очень холодным. Здесь его ждали многочисленные жалобы, поступившие от служащих Московской компании и купцов. Горсея обвиняли в том, что он использует свое положение в России для личного обогащения, что торговые операции проводит в ущерб интересов Компании, чем подрывает национальные интересы Англии.
Начались разбирательства в английском Верховном суде. Чтобы избежать наказания, Горсей бежит. Естественно, в Россию, где у него «все схвачено» и где ему так вольготно жилось.
Но и здесь, неожиданно, его встретили весьма недружелюбно. После смерти Ивана Грозного в марте 1584 года дружественное отношение к английским купцам и дипломатам начало меняться. Московские власти стали замечать злоупотребления английских купцов. Выяснилось, что англичане полностью «подмяли» торговлю в Архангельске и Холмогорах, где диктовали свои цены. Это вызвало большое недовольство. А так как взаимоотношение с англичанами шло преимущественно через Горсея, раздражение властей вылилось прежде всего на него. Что вовсе не было беспочвенным. Горсея обвинили в долгах как царской казне, так и частным лицам, в том, что он вел на русском побережье запрещенную самостоятельную торговлю, по сути – занимался контрабандой.
Поэтому в России Горсей был арестован и в мае 1589 г. выслан из Москвы в Англию. Сопровождающим к нему был приставлен английский посланник Джильс Флетчер. Дорога домой затянулась более чем на 3 месяца, в результате Горсей и Флетчер сдружились. Горсей делился с Флетчером своими наблюдениями и знаниями о стране, которые тот впоследствии использовал в своем трактате о России, и убедил Флетчера в своей невиновности. Поэтому, когда новые друзья вернулись в Англию, Флетчер стал защищать Горсея, доказывая, что все обвинения Горсея выдумал его русский недруг, дьяк Андрей Щелкалов, который благоволил к немцам.
Но заступничество Флетчера не очень помогло, так как следом от русского царя к королеве Елизавете пришло письмо, в котором царь Федор Иоанович писал, чтобы впредь она подобных воров и плутов в Россию не присылала.
Но покровители Горсея убедили королеву Елизавету опять направить того в Россию
«… по причине знания им нравов и обычаев вашей страны, с которой он хорошо знаком».
Причем, на этот раз Горсей приезжает в Россию черезЕвропу, пробираясь через польскую границу под чужим именем. Но звезда Горсея уже закатилась. В России к нему отнеслись как к лазутчику, поэтому встретили его недружелюбно и тут же сослали в Ярославль. Дьяк Андрей Щелкалов даже высказал сомнения в подлинности королевских грамот, представленных Горсеем.
Поэтому в 1591 г. Горсей был вынужден покинуть Россию, и больше не возвращался.
В Англии Горсей устроился очень хорошо. Он поселился в Букингемском графстве, где через несколько лет стал шерифом. В 1603 г. он получил рыцарское звание и заседал в парламенте.
Письменное наследие Джерома Горсея
Джером Горсей написал три сочинения о России: «Путешествия сэра Джерома Горсея», «Торжественная коронация Федора Ивановича» и «Трактат о втором и третьем посольствах сэра Джерома Горсея». После него осталось несколько писем, в которых он также писал о Московии.
В своих сочинениях он описывает личные наблюдения и рассказывает подробно об особенностях русского быта. Он также подробно передает слышанные им слухи. Особенно интересны его воспоминания об Иване Грозном, в которых он даже приводит целиком речи царя.
Несмотря на то, что воспоминания Горсея как очевидца очень ценны, остается вопрос об их достоверности и объективности. Но об этом в другой статье.