В 1854 году для Российской империи все сложилось не очень хорошо, так как конфликт с Турцией неожиданно для царя обернулся конфликтом со всей Европой. И оказалось, что славная русская армии и флот технически совершенно не соответствуют реалиям времени. А быстро обновиться не получится, потому что «санкции» - никто своему противнику продавать современную технику не собирается.
В итоге получилось так, что английский флот в Финском заливе был очень хорошо виден в подзорные трубы. Но вот драться с ним было нечем – славный Балтийский флот по своим техническим возможностям совершенно не соответствовал реалиям времени. Правда, англичане тоже не очень рвались атаковать батареи Кронштадта. Но сегодня не атакую, а завтра решатся – и что делать?
По легенде о появлении Путиловского завода великий князь Константин Николаевич вызвал к себе Николая Путилова и спросил его, может ли он сделать невозможное почти без денег. Потому что денег в казне нет и великий князь может только выделить Путилову 200 тысяч рублей своих личных сбережений. И на эти деньги великий промышленник Путилов смог построить несколько десятков канонерок и даже вернул великому князю 20 тысяч рублей.
Не знаю, как там насчет «денег в казне нет» - в то же самое время активно проводились работы по дополнительному укреплению и усилению фортов, обеспечивавших оборону Петербурга и Кронштадта, и на это деньги были. Думается, что и с деньгами на канонерки тоже проблем не было, поэтому драматизма в стиле «Путилов, защити столицу на последние карманные деньги», конечно, в реальности не было. Но то, что Николай Путилов проявил себя как хороший организатор и смог организовать и наладить срочное производство паровых машин и оборудования для оснащения канонерок – это на самом деле было так. Как и то, что в итоге Путилову удалось уложиться в сумму, меньшую, чем было заложено по смете тоже.
Вот только нельзя забывать и о том, что срочное строительство канонерок зимой-весной 1854-1855 года, которое так удивило союзников, когда их флот в 1855 году появился в Финском заливе, стало заслугой не одного только Путилова. В последнее время историю срочного строительства этих винтовых кораблей для обороны столицы во всяких краеведческих книгах вроде «Питерщики» уважаемого Льва Лурье почему-то принято приписывать только одному промышленнику. На самом деле в той истории было занято много других людей, игравших не меньшую роль, чем Путилов.
Достаточно вспомнить то, что канонерка «Стерлядь», ставшая основой для всего проекта, была спроектирована контр-адмиралом Иваном Шанцем и построена в 1854 году в Або. А также о капитане 2-го ранга Иване Шестакове, который непосредственно контролировал строительство от военных и принимал большое участие в доработке проекта Шанца. Настолько больше, что все построенные в итоге «Комары», «Шмели» и «Щуки» прозвали «шестаковками».
Главная заслуга всех этих людей заключалась в том, что оказавшись в ситуации, когда на импорт рассчитывать не приходится (а паровые машины в значительной степени были импортными) они смогли
а)развернуть собственное производство
б)обеспечить стремительное строительство большого количества кораблей, способных противостоять противнику в короткие сроки. Канонерки-«шестаковки» строили буквально за пару месяцев каждую.
В результате удалось построить за короткий срок более 70 канонерок.
Вот это было реально успешное «импортозамещение». Выполненное верными слугами государевыми.
----------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.