Кинорежиссёр Луис Бунюэль говорил: «Кино – лучший инструмент для отражения мира снов, эмоций и инстинктов. Фильм как бы невольно имитирует сновидение. Постепенно гаснущий в зале свет, погружающий зрителей в ночь, – словно закрывание глаз при подготовке ко сну. Именно в этот момент начинается процесс погружения в бессознательное; картинки в кино как во сне появляются и исчезают посредством "тающих" образов; время и пространство становятся послушными и гибкими, по необходимости то сжимаются, то растягиваются; хронологический порядок и относительная продолжительность действия больше не соответствуют реальности; события, происходившие в течение многих веков, на экране могут быть спрессованы в несколько минут. Складывается впечатление, что кино специально изобрели для того, чтобы показать жизнь подсознания, корни которого столь глубоко проросли в поэзии».
Бунюэль ещё в 1928 году снял совместно с Дали фильм, передающий принципы работы подсознания во сне: «Андалузскую гончую». А мы вспомним другие картины из золотого фонда кино, которые опираются на сновиденческую эстетику и используют сны в сюжетах.
- По одному из каждого десятилетия от 40-х до 90-х.
1. «Сны, которые можно купить за деньги» (Ханс Рихтер, 1947)
История человека, который умеет создавать необычайно яркие и живые сновидения. Он решает торговать ими. Фильм заодно делает попытку познакомить широкую публику с работами художников-авангардистов, на образах которых и основаны сцены снов.
2. «Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957)
Экзистенциальная драма великого режиссёра, в которой пожилой профессор медицины путешествует по местам своей юности. Его воспоминания перемежаются снами и фильм завершается переходом ко сну.
3. «Отвращение» (Роман Полански, 1965)
Удушающий триллер, в котором мы быстро перестаём понимать грань между реальностью и видениями. Руки вылезают из стен и хватают героиню. Ей приходится убивать незваных гостей. Или это всё ей только кажется?
4. «Скромное обаяние буржуазии» (Луис Бунюэль, 1972)
Классика подобных списков: череда странных сюжетов, каждый из которых оказывается сном кого-то из персонажей, так что и в финальной сцене мы не можем понять: мы всё ещё смотрим чей-то сон или это уже наконец явь?
5. «Другие ипостаси» (Кен Расселл, 1980)
Главный герой здесь – это учёный, целенаправленно вызывающий у себя видения и галлюцинации и исследующий их. Естественно, в какой-то момент кошмар вырывается на свободу и начинает менять ход вещей в его жизни.
6. «Город потерянных детей» (Жан-Пьер Жене, Марк Каро, 1995)
Учёный в сюрреалистическом антиутопическом обществе крадёт сны детей, надеясь замедлить процесс старения. Но эксперимент идёт наперекосяк, зато мы получаем причудливый фильм: как будто кто-то сумел снять ночные сновидения с помощью камеры.