Когда-то этот самобытный народ проживал на собственной автономной территории: в Горно-Шорском национальном районе. Однако его ликвидация в 1939 г. привела к тому, что сейчас численность шорцев составляет менее 13 тыс. человек, 60 % из которых не владеют своим языком и отошли от этнических обычаев. Так кто такие шорцы?
Исторические сведения и этнография
Шорцы (тадар-кижи, тадалар, шор-кижи и др.) сформировались как этнос в VI – IX веках, благодаря смешению кетов и тюркских племен.
До 1917 года основными их занятиями были рыболовство и пушной промысел, у некоторых групп — примитивное ручное земледелие, стойловое скотоводство, торговля и извоз. Ремесло у шорцев до начала XX века носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Наиболее развитыми были ткачество, гончарное дело и плетение сетей. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева: изготавливали седла, лыжи, лодки-долблёнки, мебель, берестяную посуду и другие вещи домашнего обихода.
У северных шорцев большое значение издавна имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда — русское наименование северных шорцев «кузнецкие татары»). Однако с включением территории в состав Российской империи царским указом шорцам было запрещено заниматься традиционным железным ремеслом.
Традиционная шорская одежда к началу XX века шилась только в самых глухих южно-шорских улусах. Жильём для шорцев того времени служили многоугольные срубные дома с конической крышей, полуземлянки, летние шалаши, у северных групп — также русские избы.
Хотя прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялось тенгрианство (культ предков, промысловые культы и другие верования). Этническая вера у тадарлар – тенгрианство, пантеизм, шаманизм, что характерно для тюркоязычных национальностей.
Основные национальные праздники
Чыл пазы – это шорский Новый год, который отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.
Очень веселый праздник – Мылтық-Пайрам. В этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (спичка, монета, бумажка и тому подобными). Каждая вещь, которую человек найдет в пельменях, олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году. Шорцы отмечают Мылтық-Пайрам 18 января. Есть у шорцев праздник, посвящённый скотоводству и сельскому хозяйству – это Шор-Пайрам.
Культурные особенности
В советские годы происходило отмирание традиционной семейно-бытовой обрядности. Население стало отмечать христианские праздники. Национальная еда все чаще заменялась русской. На данный момент у шорцев сохранились такие традиционные блюда, как: талкан – ячменная каша из зерен крупного помола с отрубями, урге – суп с лапшой, тутпаш – жгутики, разрезанные на кусочки, приготовленные из пшеничного теста и др. Отсутствие четко закрепленной за ними территории привело к межнациональным бракам, что тоже существенно снизило численность шор-кижи. Сейчас представители данной коренной народности Сибири проживают на юге Кемеровской области, в Республиках Хакасия и Алтай.
К сожалению, о сохранении самобытности народа задумались лишь в последние два десятилетия. Активно пропагандируются среди молодежи национальные праздники, культурные традиции, совершенствуется взаимодействие шорского и русского языков. Общественные объединения прививают усиление этноцентризма у людей. Ведь самое главное для национальности – не утратить связь с прошлыми поколениями и своими корнями.
В 20-ые годы XX в. Горная Шория отставала в социально-экономическом развитии в основном из-за низкого уровня грамотности населения: 7% - мужчины, 1% - женщины. После начала процесса просвещения людей и искоренения безграмотности, появилась прослойка местной интеллигенции, которые активно способствовали созданию единого литературного языка, письменности, написанию учебников для изучения шорской речи.
Однако развитие промышленности Горной Шории повлекло упразднение Горно-Шорского национального района, а проведенные репрессии лишили население общественных деятелей, способных отстоять политические и культурные права шорцев. Территория была поделена на три административных района: Кузедеевский, Таштагольский, Мысковский. Шорский язык оказался под запретом, преподавание вели на русском, книги были уничтожены. Этнос начал угасать. Но уже с 1985 года возобновляются традиционные праздники шорцев. Хотя многие проблемы все же остаются.
Благодарю за прочтение статьи. Не сочтите за труд подписаться, поставить лайк и сделать репост в соц. сети. Вам это легко, а с меня благодарность и новые статьи 😉 И заходите почаще: ТУТ всегда вам рады.