Найти в Дзене
История Тут

Есть такой этнос – шорцы

Когда-то этот самобытный народ проживал на собственной автономной территории: в Горно-Шорском национальном районе. Однако его ликвидация в 1939 г. привела к тому, что сейчас численность шорцев составляет менее 13 тыс. человек, 60 % из которых не владеют своим языком и отошли от этнических обычаев. Так кто такие шорцы?

Конкурс красоты и таланта "Краса Шории – 2017"
Конкурс красоты и таланта "Краса Шории – 2017"

Исторические сведения и этнография

Шорцы (тадар-кижи, тадалар, шор-кижи и др.) сформировались как этнос в VI – IX веках, благодаря смешению кетов и тюркских племен.

До 1917 года основными их занятиями были рыболовство и пушной промысел, у некоторых групп — примитивное ручное земледелие, стойловое скотоводство, торговля и извоз. Ремесло у шорцев до начала XX века носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Наиболее развитыми были ткачество, гончарное дело и плетение сетей. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева: изготавливали седла, лыжи, лодки-долблёнки, мебель, берестяную посуду и другие вещи домашнего обихода.

Мастерица по бересте.
Мастерица по бересте.

У северных шорцев большое значение издавна имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда — русское наименование северных шорцев «кузнецкие татары»). Однако с включением территории в состав Российской империи царским указом шорцам было запрещено заниматься традиционным железным ремеслом.

Традиционная шорская одежда к началу XX века шилась только в самых глухих южно-шорских улусах. Жильём для шорцев того времени служили многоугольные срубные дома с конической крышей, полуземлянки, летние шалаши, у северных групп — также русские избы.

Жилище шорцев. Реконструкция.
Жилище шорцев. Реконструкция.

Хотя прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялось тенгрианство (культ предков, промысловые культы и другие верования). Этническая вера у тадарлар – тенгрианство, пантеизм, шаманизм, что характерно для тюркоязычных национальностей.

Юрта шорцев.
Юрта шорцев.

Основные национальные праздники

Чыл пазы – это шорский Новый год, который отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.

Фольклорный праздник Чыл-Пажи.
Фольклорный праздник Чыл-Пажи.

Очень веселый праздник – Мылтық-Пайрам. В этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (спичка, монета, бумажка и тому подобными). Каждая вещь, которую человек найдет в пельменях, олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году. Шорцы отмечают Мылтық-Пайрам 18 января. Есть у шорцев праздник, посвящённый скотоводству и сельскому хозяйству – это Шор-Пайрам.

-6

Культурные особенности

В советские годы происходило отмирание традиционной семейно-бытовой обрядности. Население стало отмечать христианские праздники. Национальная еда все чаще заменялась русской. На данный момент у шорцев сохранились такие традиционные блюда, как: талкан – ячменная каша из зерен крупного помола с отрубями, урге – суп с лапшой, тутпаш – жгутики, разрезанные на кусочки, приготовленные из пшеничного теста и др. Отсутствие четко закрепленной за ними территории привело к межнациональным бракам, что тоже существенно снизило численность шор-кижи. Сейчас представители данной коренной народности Сибири проживают на юге Кемеровской области, в Республиках Хакасия и Алтай.

Фольклорный праздник Чыл-Пажи.
Фольклорный праздник Чыл-Пажи.

К сожалению, о сохранении самобытности народа задумались лишь в последние два десятилетия. Активно пропагандируются среди молодежи национальные праздники, культурные традиции, совершенствуется взаимодействие шорского и русского языков. Общественные объединения прививают усиление этноцентризма у людей. Ведь самое главное для национальности – не утратить связь с прошлыми поколениями и своими корнями.

В 20-ые годы XX в. Горная Шория отставала в социально-экономическом развитии в основном из-за низкого уровня грамотности населения: 7% - мужчины, 1% - женщины. После начала процесса просвещения людей и искоренения безграмотности, появилась прослойка местной интеллигенции, которые активно способствовали созданию единого литературного языка, письменности, написанию учебников для изучения шорской речи.

Мегалиты Алтая Горная Шория
Мегалиты Алтая Горная Шория

Однако развитие промышленности Горной Шории повлекло упразднение Горно-Шорского национального района, а проведенные репрессии лишили население общественных деятелей, способных отстоять политические и культурные права шорцев. Территория была поделена на три административных района: Кузедеевский, Таштагольский, Мысковский. Шорский язык оказался под запретом, преподавание вели на русском, книги были уничтожены. Этнос начал угасать. Но уже с 1985 года возобновляются традиционные праздники шорцев. Хотя многие проблемы все же остаются.

Благодарю за прочтение статьи. Не сочтите за труд подписаться, поставить лайк и сделать репост в соц. сети. Вам это легко, а с меня благодарность и новые статьи 😉 И заходите почаще: ТУТ всегда вам рады.

Кто такие чуваши? 1 часть
История Тут20 июля 2019