Найти тему

Лингвистическая экспертиза по делам о возбуждении ненависти и вражды: правоохранителям на заметку

Одной из самых распространенных в правоприменительной практике по различным категориям дел антиэкстремистской направленности является практика проведения экспертиз и исследований по материалам, рассматриваемым в рамках ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

Согласно комментариям к ст. 282 УК РФ (Разумов 2004), преступления, предусмотренные данной статей, являются нарушением ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Возбуждение ненависти либо вражды, оба равно унижение человеческого достоинства, таким образом, является посягательством на права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

-2

Объективная сторона ст. 282 УК РФ состоит «в оказании активного воздействия на людей с помощью документов, слов, рисунков и действий, предпринятых с целью побуждения их к совершению определенных действий, зарождению у них решимости и стремления совершить определенные действия или же способствования уже существующему намерению» [Разумов 2004].

Исходя из диспозиции статьи и комментариев к ней, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства включает в себя: 1) процесс действия – возбуждение, 2) планируемый результат действия – ненависть (как отношение), вражда (как действие и отношение), 3) предмет речи – группа лиц, объединенных по какому-либо признаку. Данные элементы вытекают из естественноязыкового значения используемых в законодательстве слов:

Возбуждение – к Возбудить. Возбудить – 1. что. Вызвать, пробудить какое-л. чувство или состояние. 4. кого-что против кого-чего. Настроить, восстановить. (Кузнецов, 2000. С. 142).

Ненависть – Чувство сильнейшей вражды, неприязни (Кузнецов, 2000. С. 628)

Вражда – Отношения и действия, проникнутые неприязнью, взаимной ненавистью. (Кузнецов, 2000. С. 156).

Унижение – 1. к Унижать. 2. То, что умаляет, оскорбляет достоинство кого-л. (унижать - см. Унизить – Задеть, оскорбить чьё-л. самолюбие, достоинство, поставить в унизительное положение кого-л. (Кузнецов, 2000. С. 1389).

Таким образом, экспертная квалификация по ст. 282 УК РФ включает в себя решение следующих задач:

1. Установление значения текста или его фрагментов /высказываний. Выявление определенного рода информации (прежде всего, негативной).

2. Установление отнесенности данной информации к группе лиц, объединенных по национальному, религиозному, расовому или иному признаку.

3. Целевое назначение текста. Выявление лингвистических признаков возбуждения ненависти и вражды и/или унижения человеческого достоинства, наличия/отсутствия информации в форме утверждения о неполноценности, враждебности одной группы лиц, побуждения к враждебным действиям в отношении данной группы лиц; наличия/отсутствия информации в форме утверждения о превосходстве одной группы лиц над другими.

4. Установление условий функционирования спорного текста, причины появления определенных последствий, результатов.

В соответствии с указанными задачами на разрешение эксперта ставятся следующие вопросы:

1. Имеются ли в представленных материалах высказывания о превосходстве одной группы лиц, объединенных по национальному, расовому, религиозному или иному признаку, и/или неполноценности другой?

2. Имеются ли в представленных материалах высказывания, в которых негативно оценивается человек или группа лиц по признаку расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также принадлежности к какой-либо социальной группе?

3. Имеются ли в представленных материалах высказывания, содержащие положительную оценку враждебных действий одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признаку расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе?

4. Имеется ли в представленных материалах обоснование необходимости осуществления враждебных (связанных или не связанных с насилием) действий в отношении групп лиц, объединенных по национальному, религиозному, расовому или иному признаку?

5. Содержатся ли в представленных материалах высказывания, имеющие признаки побуждения к враждебным действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признаку расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе?

6. Какова коммуникативная направленность исследуемого материала?

Отнесенность к группе лиц, объединенных по какому-либо признаку, устанавливается в тексте на основании выявления следующих показателей:

1) Прямых, директивных номинаций группы лиц:

а) относящиеся к ‘недискриминационному’ языку (кавказцы, представители малой народности, русские, калмыки)

б) относящиеся к ‘дискриминационному’ языку (москали, хачи, чурки, узкоглазые, айзерботы, нацмены)

2) указания на место проживания (горцы / с гор спустились; гости с Азии и т.д.);

3) указания на род занятий («Равшаны и Джамшуты») и другие узнаваемые признаки («Таки пгошел, постагался» - имитация речевых особенностей евреев);

4) лингвистическое описание характерных черт внешности или иных характеристик (бородатый брюнет с кавказской внешностью; человек с азиатскими чертами лица; с пейсами и в ортодоксальной еврейской шляпе; звезды Давида (указание на евреев); со звездой и полумесяцем (о мусульманах);

Проблематичным вопросом остается установление отнесенности к какой-либо социальной группе. Сложность вызвана отсутствием четкого определения в законодательстве понятия «социальная группа», и как следствие, квалификация той или иной группы как социальной, затруднена. Корректной экспертной формулировкой при данных условиях является описательное номинирование (чиновники, представители власти, сотрудники правоохранительных органов, алкоголики, неофашисты и т.д.).

Речевые действия, соотносимые с возбуждением вражды и унижением человеческого достоинства, наиболее объективно поддаются лингвистической квалификации с помощью анализа применяемых адресатом речевых стратегий и тактик: дискредитации (распространение негативной информации оценочного и фактологического характера в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах масс-медиа); оскорбления (выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности, унижающая честь и достоинство этой личности); обвинения (указание на враждебные действия со стороны группы); издевка (высмеивание реальных или выдуманных характеристик, ценностей, установок группы).

В речевом действии, имеющем побудительный характер (направлено на возбуждение ненависти либо вражды) заключается планируемый результат – изменение отношения к указанному предмету речи (группе лиц, объединенных по какому-либо признаку либо ее представителям) в худшую сторону.

Для реализации вышеуказанной стратегии используется ряд тактик:

- оценочное противопоставление групп лиц, объединенных по национальному, расовому, религиозному или иному признаку. Наиболее очевидный способ создания противопоставления – это приписывание отрицательных характеристик одним сообществам и положительных другим (Парень или девушка идёт в НБП (другую радикальную партию) потому, что не хочет быть тупым студаком или просто работягой, как другие сверстники. В Партию <…> приходит прежде всего парень с мозгами.. В данном примере негативный эмоциональный фон текста материалов достигается посредством использования негативных характеристик и контрастной оценке, противопоставлении «своих» и «чужих»).

- создание «образа врага» (например, «неверные» у радикальных исламистов);

- тенденциозное использование негативной информации (зачастую используются разного рода повторы: анафорические, эпифорические, продхваты и т.д.).

Схематично данную стратегию можно представить следующим образом:

Приписывание отрицательной (положительной) оценки, группе людей, сформированной по этническому признаку → Противопоставление данной группы другим группам по указанной оценке → Описание действия, которое надо выполнить по отношению к отрицательно оцениваемой группе.

Возбуждение ненависти и вражды, несмотря на распространенную экспертную практику, является одним из самых сложных по квалификации составов для эксперта-лингвиста. Это связано, с одной стороны, с заложенной в законодательстве психологической составляющей (изменение отношения адресата к описываемой группе лиц), с другой, со сложностью определения границы допустимых и недопустимых речевых действий, выражения собственного негативного отношения и направленности на формирование негативного отношения у адресата [Матвеева, 2016, с. 144].

Таким образом, для выявления лингвистических признаков возбуждения ненависти и вражды, а равно унижения человеческого достоинства, требуется не только выявление используемых речевых показателей, но и их тщательный анализ в целостном контексте.

Литература

1. Большой толковый словарь русского языка // Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт., 2000. – 1536 с.

2. Вандышева А.В. Лингво-коммуникативная безопасность подростков как важнейший аспект кибербезопасности личности / Филологические и социокультурные вопросы науки и образования // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 21-29.

3. Вандышева А.В. К проблеме лингвистической безопасности личности // Научный аспект. 2015. Т. 1. № 1. С. 93-96.

4. Разумов, С.А. Комментарий к УК РФ [Текст] / С.А.РазумовГ,Н, Борзенков, В.П. Верин / Отв. Ред. В.М. Лебедев. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 436 с.

5. Судебная экспертиза по делам о преступлениях экстремистской направленности: монография / О.Н. Матвеева, Н.В. Вязигина, М.М. Градусова, А.А. Королев, Я.Ю. Шашкова, Е.И. Шмидт / Под ред. канд. филол. наук О.Н. Матвеевой. – Барнул: Новый формат, 2016. – 351 с.

6. Уголовный Кодекс Российской Федерации.