Сразу следует сказать, что название этого 464-страничного тома – «Бэтмен и сын» – не совсем корректно и не вполне отвечает его сути. «Сыновья» линия сама по себе занимает здесь лишь четверть общего объёма, никак особо не превалируя над другими сюжетами.
Куда точнее было бы назвать эту книгу просто: «Бэтмен Гранта Моррисона» – потому как именно в этом и есть её подлинная суть. Перед нами – собрание глав, написанных одним автором с сентября 2006-го по май 2008-го; его взгляд на готэмские события, его уникальное мироощущение. И появление Дэмиена Уэйна – лишь одно из многочисленных событий этой саги, пусть, что естественно, и необыкновенно важное.
Вот что в апреле 2018 года написал об аналогичном англоязычном омнибусе работавший над этими комиксами редактор Майк Мартс:
Вы держите в руках невероятную книгу, в которой собраны одни из самых замечательных историй, посвящённых Бэтмену. Если перечислять выдающиеся выпуски в этом сборнике, то получится длиннющий и весьма впечатляющий список: возвращение персональной femme fataleБэтмена Талии аль Гул, «рождение» его сына Дэмиена Уэйна, Джо Чилл, Бэтмены Всех Народов, воскрешение Ра’са аль Гула, Зур-ов-Аррх, возвращение Джокера… {…}
Первый том «Бэтмена Гранта Моррисона» стал превосходным образчиком авторской работы, когда писатель, трудясь над культовым персонажем, готов рисковать по-крупному, когда он не боится подвести Брюса Уэйна к самому краю, а потом вернуть его. Редко когда случается встретить автора, который стремится создать поистине эпическую историю с таким же пылом, как Грант Моррисон в своём «Бэтмене».
И вам тоже выпала великая честь. Вам повезло – вы можете прочитать эти истории и насладиться волшебством, которое Грант Моррисон вдохнул в знаменитого Крестоносца в Маске.
В принципе, нечто подобное пишут едва ли не в каждом предисловии. Обязательные слова о том, какой автор классный чувак и как нам всем повезло быть его современниками. И мы вольны относиться ко всему этому со здоровым скепсисом: «Ну-ну, ну окей, ну давайте почитаем, что он там написал…» И не всегда этот восторг в итоге разделяем.
Но в данном случае – безусловно: нам повезло.
Я уж не скажу, волшебство это или нет, но истории Гранта Моррисона про Бэтмена и правда замечательные. Некоторые понравились мне больше, другие – меньше, но в целом – да, это знаковая для Тёмного Рыцаря книга.
Как бы она ни называлась.
– …В этом городе что-то прогнило… {…} Ты очистил улицы от суперзлодеев. Но этот город прогнил насквозь, и гниёт он с головы. {…} Ты воюешь против врага, древнего, как само время, и превосходящего нас всех. Зачем, Бэтмен?
– По той же причине, что и ты, Джим. Думаю, я смогу его одолеть.
Как я уже сказал, у Моррисона здесь несколько ключевых тем – и идут они, в основном, не последовательно, а параллельно друг с другом, зачастую переплетаясь одна с другой, иногда даже соприкасаясь вплотную, находя своё развитие то здесь, то там, а то и вовсе в далеком ещё от нас альтернативном будущем – когда заступивший на пост Бэтмена Дэмиен сталкивается с одним из тех бэт-копов, которого отец в своё время мог убить, да по своему обыкновению этого не сделал.
Но давайте теперь чуть подробнее.
Отдышаться и обдумать одну вероятность, мысль о которой всегда преследовала меня… Что, если существует некий сверхзлодей? Сверхзлодей, которого никто не видел? Гениальный сверхразум, подбирающийся всё ближе и готовящийся нанести смертельный удар? Безжалостный, невидимый враг, который сумел вычислить все мои слабости? У которого есть могущественные союзники и доступ к самым невообразимым орудиям и мощностям? Который плетёт такие сложные, грандиозные схемы, что никто их не заметит… пока не станет слишком поздно.
Как подготовиться к чему-то такому? Хватит ли мне сил справиться с таким противником? Я не раз об этом задумывался.
{…}
Представив себе этого гипотетического сверхзлодея, я уже никак не могу не думать: а вдруг он и правда существует?
Мы выбрали тебя, идеального мужчину, чтобы произвести на свет идеального наследника для империи Ра’са аль Гула. И ты уж поверь, твоё участие было… выше всяких похвал.
«Бэтмен и сын» – история появления в жизни готэмского Рыцаря несносного (поначалу) мальчишки – Дэмиена, отнюдь уже не пелёночного возраста. Как объясняет мать отрока, Талия аль Гул, долгое время она «позволяла» отцу ребёнка уклоняться от его «прямых обязанностей», однако паренёк вырос – «и теперь даже мне трудно его контролировать»: «Ему не хватает дисциплины, его должен направлять сильный мужчина».
«Не позволяй ему садиться тебе на шею», – предупреждает она, объявляя вместе с тем о своих ближайших планах «взять в заложники весь мир – это будет совершенно новый вид террора».
Сам знаешь, любовь моя, я всегда получаю то, что хочу. А хочу я тебя. И выполнить волю своего отца – чтобы мы стали семьёй. Скажи, Брюс Уэйн, разве есть в мире люди, подобные нам? Величайший борец с преступностью и дочь величайшего преступного главаря. И их генетически идеальный ребёнок. Присоединяйся ко мне, и клянусь, я больше никогда не стану угрожать цивилизации. Мы положим начало династии, которая будет править этой планетой тысячу лет.
Дэмиен оказывается тем ещё малолетним говнюком (да простится мне это точное слово), грубит отцу («Не указывай мне! Мать разрешала мне делать что захочу»), препирается с Робином («Ещё раз посмотришь на меня свысока – набью рожу, понял?»), посылает невежливо Альфреда («Ах… Сколько воспоминаний», – закатывает глаза тот) и вообще не просто ведёт «себя как полный придурок», но доходит до страшного.
Бэтмен – что ему так-то несвойственно – тут сразу понимает, что придётся с ним быть невероятно терпеливым.
– Сам знаю, Тим, у пацана несносный характер. Но его воспитывали международные террористы из Лиги Убийц, которую создал его дед. С ним жестоко обращались, ему промывали мозги, а потом Талия использовала его в своей безумной войне против меня. Если он правда мой сын… Даже если и нет… Он заслуживает любви. И моего уважения.
– Так пусть заработает их, как и все остальные.
Однако, как уже было отмечено мною выше, эта «маленькая бомба замедленного действия» довольно быстро пропадает из поля зрения – и появляется затем, после отведённой его сюжету сотни страниц, изредка и мельком. Особняком стоит разве что глава «Бэтмен в Вифлееме» (666-й выпуск «Бэтмена», вероятно, требовал чего-то этакого!), где он уже во взрослом возрасте самолично отменяет Апокалипсис, победив того, кто называл себя библейским Антихристом, вернувшимся в Готэм «прямо накануне Армагеддона».
– Дэмиен! Ты останешься со мной или отправишься с отцом?
– А что, нужно выбирать? Я бы предпочёл, чтобы мы были вместе.
– Можно тебе позвонить?
– Мне что, выпал шанс стать «девушкой Уэйна»? У тебя, Брюс, своеобразная репутация.
Между тем ещё до их встречи будущий молодой отец сталкивается с необходимостью поддерживать репутацию Брюса Уэйна, «знаменитого на весь мир плейбоя». Его новая избранница – Джезабель Джет, супермодель, волею судьбы проявившая себя как «многообещающий международный политик» – встав «во главе небольшой страны» где-то в Африке. «Она умна, ей не плевать на людей. Нам весело друг с другом. И пока ещё это никак не мешало… другой моей жизни», – перечисляет её достоинства Брюс, тогда как сама девушка, определённо получая от общения с ним не меньшее удовольствие, не может всё-таки не заметить, что видит не истинное лицо своего кавалера, а маску: «Да, ты остроумный, харизматичный, незаурядный, но под всем этим… скрывается что-то тёмное и ужасное. {…} В чём же причина, Брюс? Ты практикуешь БДСМ?»
Их отношения развиваются на протяжении всего тома.
– Брюс Уэйн и Джезабель Джет… неужели у них серьёзно? {…} Неужели самому известному плейбою Готэма, возглавляющему список американских миллионеров-холостяков, наконец-то стало одиноко? Или супермодель Джет всего-навсего очередная жертва человека, знаменитого как своей харизмой, так и неспособностью хранить верность? Что нам скажет Вики Вейл?
– Надеюсь, он счастлив.
Любой придурок может вырядиться летучей мышью. Но этого придурка обучали. Он мотивирован. И опасен.
Другой сквозной сюжет – «Три призрака Бэтмена» (воспользуемся в данном случае заголовком одной из глав) – связан с появлением в Готэме лже-Бэтменов, один из которых стреляет (!) в Джокера (и едва не убивает того!), другой отметеливает самого Бэтмена – «и где-то ходит третий», уверен Тёмный Рыцарь, по ряду признаков понимающий, что эти его враги – съехавшие с катушек бывшие полицейские, которые, судя по всему, надели на себя его доспехи не просто так, а с каким-то несомненным умыслом: «Шестое чувство подсказывает, что я вышел на какое-то очень гнилое дельце»…
– Почему… почему именно сейчас? {…}
– Может, потому, что мы знаем: твоя удача на исходе. Скоро тебе конец.
Тут хочется процитировать абзац из примечаний, составленных Всеславом Тишкиным, – дабы лишний раз призвать вас не игнорировать их во время или же после прочтения романа:
В данном контексте, вероятно, следует понимать, что три призрака Бэтмена связаны с определёнными табу, которые герой боится нарушить. Бэтмен с пистолетом, скорее всего, связан с травмой прошлого (убийство родителей) и презрением Бэтмена к огнестрельному оружию (и страхом воспользоваться им в своих целях). Бэтмен-Бэйн напоминает о периоде, когда Брюс пытался принимать веном, чтобы стать сильнее, – всё это происходило в относительно настоящем {…}. А чудовищный образ Бэтмена в будущем, готового продать душу дьяволу в обмен на безопасность Готэма, напоминает о страхе лишиться человеческой природы, души в широком смысле этого слова.
Линию семейства аль Гулов продолжает воскрешение «Казановы преступности», отца Талии и деда Дэмиена – который к началу этого тома был какое-то время уже мёртв (вот опять мы всё пропустили!..), но, как и многое в DC, не то что бы окончательно.
Я брёл под землёй бок о бок со смертью. Полз среди рыдающих бесплотных теней… В вечной ночи, лишённый тела. Поверь, дочь, тебе не хочется увидеть нынешнего меня. Я был свидетелем таких вещей… Но я вернулся домой. Я Ра’с аль Гул.
Его собственное тело было некогда сожжено, но есть выход: поместить душу в другое. Однако вот ведь беда: враги отравили донора, звезду боевиков, полонием (какой нюанс для конца нулевых!!!) – и Бэтмен вынужден лично сопровождать своего вечного (в самом прямом смысле этого слова) соперника к Фонтану Жизни в перемещающемся городе Нанда-Парбат. Там их ждёт незабываемая встреча с другим бессмертным мастером боевых искусств – Сэнсэем, который… Нет, ну надо же!..
– Лига Убийц сломлена, её ряды оскудели… А всё из-за тебя и этой твоей безмозглой дочурки. Кто-то же должен восстановить порядок и былую славу.
– Отойди, и я покажу тебе, на что способен!
– Я растил тебя как нового Александра, завоевателя мира… Но ты снова и снова меня разочаровывал. Твой план был порочен с самого начала. Ты не заслуживаешь второго шанса.
Примечательно, кстати, что эту историю мы узнаём, увы, в весьма скомканном и оборванном виде. Дело в том (и вновь спасибо поясняющим это примечаниям), что «Воскрешение Ра’са аль Гула» – это кроссовер нескольких серий, главы для которых были написаны разными авторами. И Моррисон отвечал там только за две бэт-главы – которыми нам здесь, в его именном сборнике, и позволено насладиться. Всё прочее – большой кусок в середине сюжета и, что самое обидное, финальная схватка – дано лишь в сжатом пересказе на пару страниц.
Это может показаться более чем странным (ну как же так?!.), но на деле лишь жирнее подчёркивает саму суть данной книги, в центре которой не сам персонаж (будь то Бэтмен или Ра’с аль Гул), а взгляд на этого персонажа одного конкретного автора – а именно Гранта Моррисона.
– В твоём теле течёт моя кровь, есть моя ДНК. Обещаю, когда я им завладею, ты тоже ничего не почувствуешь. Твоя мать подтвердит…
– Тебе нужно моё тело? Опять за своё? И как думаешь, что я отвечу? По-твоему, я полный идиот? {…} Напыщенный старый дурак. Мой отец тебя в клочки порвёт, когда я расскажу ему, что ты вернулся.
Здесь же, пользуясь случаем, следует отметить ещё два важных момента.
Сценаристами двух вступительных главок книги (обозначающих моральное состояние Бэтмена на начало нового рана) вместе с Моррисоном значатся также хорошо известные нам Джефф Джонс, Грег Рака и Марк Уэйд – что ни говори, превосходная компания (и не важно, что их совместный труд занимает здесь менее двадцати страниц).
Сперва никто ничего не замечал… Он же Бэтмен, самый грозный человек на планете. Никому из нас не хочется думать, что его тоже могут одолевать сомнения и страхи. Мы просто не позволяем ему такого.
Главными же художниками основных линий выступили Энди Кьюберт, Тони С. Дэниел и Дж. Г. Уильямс III – мастерство которых заслуживает всяческих восхвалений, торжественных од и громогласных гимнов.
Вы все свободны. Идите и сделайте мир лучше, или я приду за каждым из вас.
Мы сбились с пути и превратились в тех самых драконов, с которыми должны были сражаться.
Но и это не всё! Есть ещё три отчасти самостоятельных сюжета, про которые следует сказать особо.
Это, во-первых, «Джо Чилл в аду», самый маленький из них, на одну лишь главу («с благодарностью Биллу Фингеру», подчёркивает Грант Моррисон в титрах) – рассказ о панических атаках преступника, убившего старших Уэйнов («Гляньте только, как меня колотит. Что я такого дурного сделал, раз он заявляется сюда каждую ночь?! Каждую ночь, вот уже месяц!») – и понимающего вдруг со всей ясностью:
Это ведь ты. Это ведь я тебя создал? Создал БЭТМЕНА!
Если народ узнает, меня прикончат. Живьём разорвут.
Во-вторых, это «Клоун в полночь» – редкий для DC не графический, а прозаический рассказ, посвящённый очередной трансформации Джокера (что «делает эту историю наследницей “Лечебницы Аркхем”» того же Моррисона, бдительно подмечают примечания) и его очередной попытке побега из зловеще прославленной клиники:
Любопытный охранник подходит ближе, чтобы проверить, в чём дело. Не успевает пройти и секунды, как Лу Перрони (37 лет, занимается бодибилдингом, собирает сувениры, связанные с рок-группой The Ramones, обладает хорошим чувством юмора) уже пятится назад, издавая такие звуки, какие может издавать разве что корова перед воротами скотобойни… {…}
В камеру заходит Кассий Коллинз (26 лет, любит насилие, караоке, противоречивая натура), поскальзывается на красном месиве, которое ещё недавно было его собутыльником, приземляется на зад и изумлённо глядит, как Джокер встаёт в кресле-каталке, – так кролик смотрит на приближающийся свет фар, не в силах даже дёрнуться.
И это повесть в три главы, рассказывающая о встрече Международного клуба героев («начинание, которое могло бы привлечь внимание всего мира, возможно даже сравняться с Лигой Справедливости») в стилистике «Десяти негритят» Агаты Кристи. «Баснословно богатый сорвиголова» (а может быть, и не он вовсе) собирает на своём острове так называемых Бэтменов Всех Народов (британцы Рыцарь и Оруженосец, аргентинец Гаучо, итальянский Легионер, французский Мушкетёр, австралийский Тёмный Рейнджер и т.д.) – и когда все они садятся за стол, звучит зловещее объявление:
Смогут ли величайшие в мире борцы с преступностью найти ужасного убийцу Джона Мейхью? Или все погибнут один за другим, моля о пощаде? Делайте ставки, господа. «Чёрная Перчатка» указывает на вас. Завтра в это же время вы все будете мертвы.
Возможно, так оно и вышло бы, да только на сей раз присоединиться к коллегам решил и сам оригинальный Бэтмен из Готэма – благодаря которому поставленный «Чёрной Перчаткой» «древнейший вопрос» («Что сильнее? Добро? Или зло?») был разрешён со всей однозначностью.
Как по мне, это самая занимательная часть описываемого тома: я в детстве необычайно любил детективы и на некоем интуитивном уровне чувствую, как всё здесь пропитано игрою в сей благородный (что не всегда признаётся, к сожалению, снобами) жанр и многочисленными отсылками к его незыблемой классике. Ну и сама идея интернационального бэт-клуба! Пусть она поднималась и ранее в некоторых переведённых на русский язык книгах, но никак нельзя сказать, что выработала уже свой нехилый потенциал: такого – подобного! – хочется больше, гораздо больше!..
Спасибо, что вступился за нас. Но есть битвы, загадочный ты мой, победить в которых нельзя.
Возвращаясь к тому, с чего я начал. «Бэтмен и сын» – не то что б «неудачное» название для этой книги, оно просто не отражает всего того изобилия, что здесь на самом деле присутствует. Но приходится согласиться с тем, что просто «Бэтмен Гранта Моррисона» – было бы, пожалуй, не очень понятно, а «Бэтмен, его сын, его новая любовь, его разнообразные подражатели да ещё Джокер возрождённый и Ра’с аль Гул воскресший» – чересчур длинно.
Поэтому пусть остаётся как есть. Главное, чтоб вы знали: это то, что должно стоять на каждой уважающей себя бэт-полке!
– Он говорит, ты крутой, как Джеймс Бонд.
– О, я намного круче.
#ГрантМоррисон #Бэтмен #Дэмиен #ТалияальГул #РасальГул #ДжезабельДжет #Джокер #БэтменыВсехНародов #комиксы #графическийроман
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Бэтмен» Гранта Моррисона: «Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле»
«Супермен» Гранта Моррисона: «Все звёзды»
«Супербоги» Гранта Моррисона (часть I: комиксы)
«Супербоги» Гранта Моррисона (часть II: кино)
«Супербоги» Гранта Моррисона (только цитаты)
34-й анонс «Бумажных комиксов»! Часть I: манга – от Ванпанчмена до Наруто
34-й анонс «Бумажных комиксов»! Часть II: DC – Проповедник, Бэтмен, Роковой Патруль да Злодеи Готэма
34-й анонс «Бумажных комиксов»! Часть III: кинодрафт – «Грустное лицо комедии» Эльдара Рязанова
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!