Найти тему
Кабанов // Чтение

33 тысячи лебедей и 7 смыслов (новелла Хаксли)

Оглавление

В новелле Олдоса Хаксли «Eupompus Gave Splendour to Art by Numbers» (1920), а русском переводе Льва Паршина "Евпомп прославил искусство числами», молодой ученый Эмберлин изучает жизнь античного портретиста Евпомпа. После глубокого изучения философии Евпомпа, он погружается в мир чисел и переосмысливает свое предназначение. Расскажу, какие мысли приходят после прочтения этой истории

Олдос Леонард Хаксли (1894–1963), источник Яндекс картинки.
Олдос Леонард Хаксли (1894–1963), источник Яндекс картинки.

7️⃣ На первый взгляд рассказ Хаксли «Евпомп прославил искусство числами» кажется обычным описанием из жизни молодого учёного, который на почве своей идее сходит с ума. Причём автор не описывает сам процесс, а только лишь то, что послужило толчком к этому. Но за повествованием лежит ещё несколько важных мыслей, которые мы и попробуем вытащить на поверхность в этой статье.

О творческом кризисе

6️⃣Рассказывая историю художника Евпомпа из Александрии, главный герой, молодой учёный Эмберлин, подробно останавливается на эпизоде из его жизни, когда тот перестал писать картины. Евпомп, будучи востребованным мастером, просто в один момент перестал принимать заказы и отстранился от творчества. Что, конечно, выглядит странным как для жителей Англии 20 века, так и для современников Евпомпа, ведь, по сути, он резко завершил карьеру, когда та достигла своего пика.

5️⃣ Этот рассказ для Хаксли – рефлексия о творчестве и творческой природе человека. И, в первую очередь, размышления эти касаются его самого. Хоть прямо здесь ничего не говорится, мне кажется, что уход от творчества вызван неудовлетворенностью художника своей работой. Творец пытается выстроить и создать нечто великое, соответствующее его представлениям об идеале. Но диссонанс с реальностью не даёт этого сделать, а сам идеал не больше, чем утопия.

Дикие лебеди, источник Яндекс картинки
Дикие лебеди, источник Яндекс картинки

О творческом поиске

4️⃣История Евпомпа на этом не заканчивается. Долгое время художник остаётся затворником и ведёт замкнутый образ жизни. Мастерская его закрыта, а сам он постепенно забывается. Но внезапно он приходит к выводу, что единственное, что может дать уверенность человеку в данной реальности – числа. На этой почве он начинает писать картины, заточенные исключительно на различного рода числительных. Описывается его огромное полотно, где художник изобразил 33 тысячи лебедей.

3️⃣ В этой странной форме, думаю, Хаксли пытается донести до читателя сложность момента творческого поиска любого художника. Ведь настоящий творец не может быть замкнут на чем-то одном. В своём развитии он ищет новые формы выражения своих мыслей. Такую форму находит и Евпомп, но, к сожалению, остаётся не понят многими людьми. И это ещё один этап творчества в жизни любого художника. Невозможно, чтобы мир и люди в нем приняли тебя полностью. Всегда будет тот, кто не поймёт тебя, и те, кто оценят работы мастера по достоинству. Ещё одна закономерность творческой жизни.

Сочинения Хаксли в пяти томах, источник Яндекс картинки
Сочинения Хаксли в пяти томах, источник Яндекс картинки

О разрушительности идеи

2️⃣ Ещё одна мысль, которую проводит Хаксли в данном рассказе на примере уже не Евпомпа, а рассказчика о нем Эмберлина, это разрушительность идеи возведённой в абсолют. Кстати, Джордж Лукас в своих легендарных «Звездных войнах» придерживался той же концепции, которая присуща всем антагонистам франшизы. Сходство здесь также можно найти с произведениями Достоевского («Преступление и наказание», «Бесы»), Андреева («Мысль»), Арцыбашева («У последней черты»).

1️⃣ Эмберлин, приняв идею Евпомпа за абсолют и истину, сам начинает проходить путь разрушения личности, становится просто одержимым фанатиком выведенной теории идеала чисел в искусстве. Об этом нам сообщает его неизвестный друг, который является главным рассказчиком в произведении. Он говорит, что некогда блистательный и яркий учёный превратился в занудного фанатика, который теперь грезит только числами и старается найти цифровую логику во всем окружающем его пространстве. Такой конец, думаю, логичен для каждого человека, кто становится заложником собственной идеи.

А как вам кажется, о чем этот рассказ?