414 подписчиков

Стендаль: 3 главных произведения

897 прочитали

Со времён Стендаля стало как-то не принято создавать сюжет без психологической подоплёки. Как удалось французскому классику повлиять на литературный мир?

Стендаль (1783 – 1842, настоящее имя: Мари-Анри Бейль) – автор крупной прозы. Его главные произведения – в порядке написания: «О любви» (1822), «Красное и чёрное» (1830), «Пармская обитель» (1838).

портрет Стендаля
портрет Стендаля

Трактат «О любви» – это, разумеется, не Кама Сутра, а подробное и яркое описание чувств и поведения человека, который влюблён. Любовь не знает ни национальных, ни социальных различий; ей, воистину, покорны все. Поэтому трактат Стендаля интересен даже сегодня, спустя двести лет после написания.

Понятное дело, «налёт» эпохи там ощущается, но чувства и эмоции людей не зависят от эпохи. Поэтому можно прочесть у Стендаля про какого-то «г-на N» и признать, что влюблённые люди испытывают именно такие чувства, их обуревают такие эмоции, терзают такие же сомнения.

Любовь прячется вследствие своего избытка.
Очень взволнованный человек довольно часто не успевает заметить волнения существа, которое вызывает в нём самом волнение.
Женщинам дана способность удивительно остро чувствовать различия в формах привязанности.
Чрезвычайно красивые женщины вызывают не такое уж изумление при второй встрече.
В уединении можно приобрести всё, что угодно, кроме характера.

Замечания проницательны и афористичны. Вот ещё:

pic. by Diana Polekhina at Unsplash.com
pic. by Diana Polekhina at Unsplash.com

Стендаль исследовал чувство любви, как Иммануил Кант исследовал разум и красоту – увлечённо и тщательно. Кроме того, Стендаль описал любовь как болезнь: симптомы, проявления, «случаи из практики». Он приводил примеры, используя формулировки «г-н N», «один мой знакомый» или реальные имена людей, а также литературных или мифических персонажей.

Может быть, современного читателя ничем не удивишь, а в первой трети 19 в. трактат «О любви» был ярким литературным событием.

Трактат по сей день в авторитете у психологов. Ведь Стендаль им здорово помог: ясным языком описал целую гамму человеческих чувств, о которых ни психолог, ни пациент зачастую не мог бы толком рассказать.

«Красное и чёрное» (“Le Rouge et le Noir”, 1830) – роман Стендаля, не слишком тепло принятый современниками, зато высоко оценённый потомками. Писатель предвосхитил тренды будущей литературы. Во-первых, необычное и непонятное название, у которого по сей день нет однозначной трактовки. До той поры названия давали такие, чтобы из них было однозначно ясно, о чём книга. А тут – загадка.

Во-вторых, скандальное для своего времени содержание: молодой честолюбец желает добиться положения в обществе любой ценой, в том числе посредством «удачного брака». Опять же, до той поры героями книг становились, главным образом, высокоморальные особы, и сюжеты посвящались их борьбе с подлостью людей и несправедливостью жизни. А вот стендалевский Жюльен Сорель не таков.

Николай Ерёменко в образе Сореля (1976, советская экранизация)
Николай Ерёменко в образе Сореля (1976, советская экранизация)

Он красив и умён, но небогат. Он использует те «ресурсы», которыми располагает, и манипулирует состоятельными женщинами. Ханжеская публика ещё не была готова к такому реализму, таким откровениям и колющей глаза правде. А ведь сюжет был абсолютно реалистичен: Стендаль позаимствовал его из одной французской газеты.

Ещё нюанс: Стендаль открыто написал о том, что в современном ему обществе было много поклонников Наполеона. Сам Сорель считает Наполеона примером для подражания. В то время было не принято заявлять о своих симпатиях к побеждённому императору французов, которого официально называли поверженным тираном.

И главноеноваторство по части изображения поведения и отношений героев. Стендаль объясняет их с точки зрения психологии, тем самым открывая новый способ повествования и прокладывая путь последующим писателям: Флоберу, Мопассану, Достоевскому, Толстому… да почти всем прозаикам, потому что со времён Стендаля все уважающие себя авторы создают сюжеты с «глубоким психологизмом».

Кстати, роман Ги де Мопассана «Милый друг» (“Bel-Ami”, 1885) можно назвать наследником «Красного и чёрного»: Жорж Дюруа продолжает дело Жюльена Сореля.

обложки книг Стендаля
обложки книг Стендаля

«Пармская обитель» (“Chartreuse de Parme”, 1838) – роман неоднородный по сюжету и по увлекательности. Сначала он динамичен, а в последней трети утрачивает «бодрость» и становится сентиментальным. Вот как о романе высказался Эрнест Хемингуэй:

Пока я не прочитал «Пармскую обитель», я ни у кого, кроме Толстого, не встречал такого изображения войны; к тому же чудесное изображение Ватерлоо у Стендаля выглядит чужеродным в этом довольно скучном романе.

Там соединены романтизм и реализм и показан переход Стендаля (а следом и всей литературы) от первого ко второму. Именно реализм и психологизм Стендаля повлияли на стиль Бальзака и более поздних авторов (как Хемингуэй и мн.др.)

Стендаль был новатором, и этим покорил сердца и коллег, и читателей. У нет нет нравоучений, он просто анализирует природу человеческих чувств, мотивов, поступков. Всё, как я люблю: «Читай&Мысли»)

Читайте также о французских писателях Бальзаке, Золя, Дюма

и ещё одной писательнице, чьи книги обладают психотерапевтическим эффектом - Анне Гавальда;

а также о "противостоянии" художественной литературы и нон-фикшн по саморазвитию.

#стендаль #литература #французскаялитература #романыолюбви