Найти в Дзене
Калейдоскоп

Лица из прошлого

Основными заказчиками дореволюционных провинциальных художников были дворянские семьи разного достатка и положения в обществе. Всем им не терпелось украсить стены своих родовых гнезд собственными изображениями в самых лучших одеждах, с наградами и драгоценностями. Выставка портретов "Зерцало" интересна тем, что на ней собраны полотна простых, а не великих художников, моделями для которых служили не представители высшей аристократии, а менее родовитые российские дворяне.

Некоторые работы выполнены настоящими мастерами своего дела и напоминают фотографии. Нарисованные лица кажутся абсолютно живыми, сложно поверить, что эти люди уже давно завершили свои земные дела и не один век спят вечным сном в позабытых могилах. Имена одних сохранились на самих картинах или архивах, другие же совсем затерялись в водовороте исторических событий. И единственным напоминанием о них являются эти картины.

Портрет Иоанникия епископа Устюжского. Имя художника уже неизвестно, но как здорово он нарисовал глаза священника: умные, цепкие, проницательные.
Портрет Иоанникия епископа Устюжского. Имя художника уже неизвестно, но как здорово он нарисовал глаза священника: умные, цепкие, проницательные.

Профессионализм других художников вызывает много вопросов. Совершенно плоские фигуры, странные пропорции и пугающие выражения лиц. Почему-то особенно много таких картин прибыло на выставку из музея "Ростовский кремль". Эх, не везло же богатым ростовчанам 18-19 вв. с портретистами. Но возможно, они были простыми крепостными крестьянами, не получили никакого специального образования и рисовали как умели, потворствуя самолюбию своих хозяев. Если бы капризные заказчики были ими недовольны, то полотна не дожили бы до наших дней.

На месте Фелицаты Афанасьевны я бы обиделась. Может она и не была писаной красавицей, но вряд ли страдала проблемой с моторикой рук. Так старалась, наряжалась и румянилась. Но даже роскошь платья с моднейшими фижмами не отвлекает от странностей изображенной дамы.
На месте Фелицаты Афанасьевны я бы обиделась. Может она и не была писаной красавицей, но вряд ли страдала проблемой с моторикой рук. Так старалась, наряжалась и румянилась. Но даже роскошь платья с моднейшими фижмами не отвлекает от странностей изображенной дамы.
Этот бравый полковник тоже напоминает персонажа из фильмов жанра хоррор. А картина кажется незавершённым наброском. Но, с другой стороны, благодаря художнику, мы можем увидеть человека, осталась память о нем.
Этот бравый полковник тоже напоминает персонажа из фильмов жанра хоррор. А картина кажется незавершённым наброском. Но, с другой стороны, благодаря художнику, мы можем увидеть человека, осталась память о нем.
В данном случае художник "украсил" милую даму совсем уж не изящными руками. Они больше подошли бы какому-нибудь герою рыцарских романов в латах, а не слабой женщине благородного происхождения.
В данном случае художник "украсил" милую даму совсем уж не изящными руками. Они больше подошли бы какому-нибудь герою рыцарских романов в латах, а не слабой женщине благородного происхождения.

Как известно, мода на красоту непостоянна, с течением лет стандарты сильно меняются. Но лица некоторых русских прелестниц прошлых веков сохранили свою привлекательность и для самых придирчивых потомков. Понятно, что тогда в роли фотошопа выступал сам автор портрета, но все же как притягательны эти дамы без чудес пластической хирургии, инъекционной косметологии и современной косметики.

Сколько сдержанного достоинства в этой красавице. Татьяна Григорьевна Соковнина была генеральской дочерью, ярославской помещицей, женой местного предводителя дворянства, бывшего по совместительству любителем истории и страстным коллекционером древностей.
Сколько сдержанного достоинства в этой красавице. Татьяна Григорьевна Соковнина была генеральской дочерью, ярославской помещицей, женой местного предводителя дворянства, бывшего по совместительству любителем истории и страстным коллекционером древностей.
Это не просто симпатичная девушка со свежим личиком и живым взглядом, а фрейлина самой императрицы.
Это не просто симпатичная девушка со свежим личиком и живым взглядом, а фрейлина самой императрицы.
Еще один портрет фрейлины уже из 19 века в придворном русском платье.
Еще один портрет фрейлины уже из 19 века в придворном русском платье.

Зато абсолютно все картины являются прекрасной находкой для историков моды и просто ее любителей. По ним можно изучать, как быстро менялись фасоны платьев, ткани, прически, аксессуары, интерьеры, задний фон самих картин.

Прическа и наряд выдают, что дело было в самом конце 18 века. Высокие парики уже ушли в небытие, волосы стали стричь спереди, оставляя сзади длинные пряди, и завивать. Шея и грудь прикрыты модной легкой косынкой фишю, пришедшей к российским дамам из Франции. Живые цветы в прически и за корсажем соревнуются в красоте с ювелирными изделиями.
Прическа и наряд выдают, что дело было в самом конце 18 века. Высокие парики уже ушли в небытие, волосы стали стричь спереди, оставляя сзади длинные пряди, и завивать. Шея и грудь прикрыты модной легкой косынкой фишю, пришедшей к российским дамам из Франции. Живые цветы в прически и за корсажем соревнуются в красоте с ювелирными изделиями.
Вполне себе моложавая дама названа искусствоведами пожилой. Наверное, второй подбородок и пудра на голове были тому виной. Вряд ли сама модель обрадовалась подобному определению потомков. Ведь она так готовилась к позированию, выбрала расшитое золотом яркое платье с бантом, красивый кружевной чепец, подрумянилась, украсила себя дорогими драгоценностями.
Вполне себе моложавая дама названа искусствоведами пожилой. Наверное, второй подбородок и пудра на голове были тому виной. Вряд ли сама модель обрадовалась подобному определению потомков. Ведь она так готовилась к позированию, выбрала расшитое золотом яркое платье с бантом, красивый кружевной чепец, подрумянилась, украсила себя дорогими драгоценностями.
А эта красавица несколько переборщила с кольцами. Ну или где-то в глубине корни купеческие у неё были. Интересный головной убор, его ткань стоит дыбом наперекор всем законам физики.
А эта красавица несколько переборщила с кольцами. Ну или где-то в глубине корни купеческие у неё были. Интересный головной убор, его ткань стоит дыбом наперекор всем законам физики.
Сколько же времени надо было потратить, чтобы добиться такой прически. И ведь наверняка в глубине неё спрятан флакончик с водой для роз. Так  в 18 веке сохраняли свежесть цветов, украшавших голову.
Сколько же времени надо было потратить, чтобы добиться такой прически. И ведь наверняка в глубине неё спрятан флакончик с водой для роз. Так в 18 веке сохраняли свежесть цветов, украшавших голову.
Серьёзный господин в буклях. Положение руки позабавило. Даже пуговицы на жилете специально расстегнуты, чтобы удобнее было.
Серьёзный господин в буклях. Положение руки позабавило. Даже пуговицы на жилете специально расстегнуты, чтобы удобнее было.
Как же нежные воздушные ткани чепцов, пышные кружева тонкой работы, блестящие шелка, складки дорогих кашемировых шалей с затейливыми узорами,  букли и локоны сглаживали несовершенства женских лиц и фигур...
Как же нежные воздушные ткани чепцов, пышные кружева тонкой работы, блестящие шелка, складки дорогих кашемировых шалей с затейливыми узорами, букли и локоны сглаживали несовершенства женских лиц и фигур...
Имя у изображенной женщины русское (Ульяна), а вот наряд таким не кажется. Или я ошибаюсь?
Имя у изображенной женщины русское (Ульяна), а вот наряд таким не кажется. Или я ошибаюсь?

Детские портреты немного страшат совершенно взрослыми (порой даже старческими) лицами и неестественными для нежного возраста позами. Хотя, возможно, дело в том, что большую часть 18 века детская мода почти не отличалась от взрослой. Да и портреты того времени не равнозначны нынешним фотографиям. Их рисовали долго и тщательно. Они не старались запечатлеть мгновение или какое-то повседневное событие, а преследовали совсем другие цели.

Смотрю на эту девчушку и думаю, неужели на неё каждый день надевали громоздкий наряд с панье и корсетом, обували в туфли на высоких каблуках. Они же так мешали бегать, прыгать, играть в подвижные игры и всем прочим нехитрым детским забавам. Хочется надеяться, что нет. Левая рука ребенка немного пугает. Но похоже, что опять весь секрет кроется в мастерстве художника.
Смотрю на эту девчушку и думаю, неужели на неё каждый день надевали громоздкий наряд с панье и корсетом, обували в туфли на высоких каблуках. Они же так мешали бегать, прыгать, играть в подвижные игры и всем прочим нехитрым детским забавам. Хочется надеяться, что нет. Левая рука ребенка немного пугает. Но похоже, что опять весь секрет кроется в мастерстве художника.
Мать и дети - одно лицо. Прически у детей тоже похожие, и не разобрать мальчики или девочки. В те времена вне зависимости от пола детей до 7 лет одевали на один манер - в лёгкие светлые платья.
Мать и дети - одно лицо. Прически у детей тоже похожие, и не разобрать мальчики или девочки. В те времена вне зависимости от пола детей до 7 лет одевали на один манер - в лёгкие светлые платья.
То ли художник был не очень талантлив, то ли он был обижен на родителей ребёнка, то ли девочке не повезло с внешностью.
То ли художник был не очень талантлив, то ли он был обижен на родителей ребёнка, то ли девочке не повезло с внешностью.
Может, конечно, мальчику не повезло, и он был горбуном с короткими толстыми ножками. Но если внимательно рассмотреть собаку с почти человеческим лицом и соотношение фигур с деревьями и скалой, то думается, что, к счастью, ребёнок был здоров.
Может, конечно, мальчику не повезло, и он был горбуном с короткими толстыми ножками. Но если внимательно рассмотреть собаку с почти человеческим лицом и соотношение фигур с деревьями и скалой, то думается, что, к счастью, ребёнок был здоров.
Похоже, что родители мальчика были весьма амбициозным и верили, что их сына ждёт незаурядное будущее.
Похоже, что родители мальчика были весьма амбициозным и верили, что их сына ждёт незаурядное будущее.
Верится, что в жизни юные барышни были симпатичными, изящными и не знали отбоя от женихов, а не вот это вот. В начале 19 века очень непродолжительное время были популярны такие совсем короткие женские стрижки. Если не подводит память, то они назывались "Титус" в честь древних римлян.
Верится, что в жизни юные барышни были симпатичными, изящными и не знали отбоя от женихов, а не вот это вот. В начале 19 века очень непродолжительное время были популярны такие совсем короткие женские стрижки. Если не подводит память, то они назывались "Титус" в честь древних римлян.

Иногда хозяева желали, чтобы их изображали в компании домашних любимцев. Времена идут, но люди не меняются. Мы тоже часто фотографируемся с нашими обожаемыми кошечками и собачками.

Освещение не сразу позволяет заметить, что дама не одна.
Освещение не сразу позволяет заметить, что дама не одна.
В самом углу картины притаился крошечный мопсик.
В самом углу картины притаился крошечный мопсик.

Можно, конечно, и дальше критиковать работы забытых художников прошлого. Но как же хорошо, что они были и рисовали. Благодаря им и их чудом уцелевшим полотнам, мы имеем эту удивительную возможность приоткрыть плотную завесу времени и взглянуть на людей 18-19 веков .