Основными заказчиками дореволюционных провинциальных художников были дворянские семьи разного достатка и положения в обществе. Всем им не терпелось украсить стены своих родовых гнезд собственными изображениями в самых лучших одеждах, с наградами и драгоценностями. Выставка портретов "Зерцало" интересна тем, что на ней собраны полотна простых, а не великих художников, моделями для которых служили не представители высшей аристократии, а менее родовитые российские дворяне.
Некоторые работы выполнены настоящими мастерами своего дела и напоминают фотографии. Нарисованные лица кажутся абсолютно живыми, сложно поверить, что эти люди уже давно завершили свои земные дела и не один век спят вечным сном в позабытых могилах. Имена одних сохранились на самих картинах или архивах, другие же совсем затерялись в водовороте исторических событий. И единственным напоминанием о них являются эти картины.
Профессионализм других художников вызывает много вопросов. Совершенно плоские фигуры, странные пропорции и пугающие выражения лиц. Почему-то особенно много таких картин прибыло на выставку из музея "Ростовский кремль". Эх, не везло же богатым ростовчанам 18-19 вв. с портретистами. Но возможно, они были простыми крепостными крестьянами, не получили никакого специального образования и рисовали как умели, потворствуя самолюбию своих хозяев. Если бы капризные заказчики были ими недовольны, то полотна не дожили бы до наших дней.
Как известно, мода на красоту непостоянна, с течением лет стандарты сильно меняются. Но лица некоторых русских прелестниц прошлых веков сохранили свою привлекательность и для самых придирчивых потомков. Понятно, что тогда в роли фотошопа выступал сам автор портрета, но все же как притягательны эти дамы без чудес пластической хирургии, инъекционной косметологии и современной косметики.
Зато абсолютно все картины являются прекрасной находкой для историков моды и просто ее любителей. По ним можно изучать, как быстро менялись фасоны платьев, ткани, прически, аксессуары, интерьеры, задний фон самих картин.
Детские портреты немного страшат совершенно взрослыми (порой даже старческими) лицами и неестественными для нежного возраста позами. Хотя, возможно, дело в том, что большую часть 18 века детская мода почти не отличалась от взрослой. Да и портреты того времени не равнозначны нынешним фотографиям. Их рисовали долго и тщательно. Они не старались запечатлеть мгновение или какое-то повседневное событие, а преследовали совсем другие цели.
Иногда хозяева желали, чтобы их изображали в компании домашних любимцев. Времена идут, но люди не меняются. Мы тоже часто фотографируемся с нашими обожаемыми кошечками и собачками.
Можно, конечно, и дальше критиковать работы забытых художников прошлого. Но как же хорошо, что они были и рисовали. Благодаря им и их чудом уцелевшим полотнам, мы имеем эту удивительную возможность приоткрыть плотную завесу времени и взглянуть на людей 18-19 веков .