На склонах Киферона произошла ещё одна история, схожая с историей Актеона.
Пентей, царь Фив, не поклонявшийся Дионису, взошёл на Киферон, чтобы прекратить вакхические таинства, или, по некоторым версиям, чтобы подсмотреть за ними (как Актеон подсматривал за Артемидой); этих таинств ему указал остерегаться слепой прорицатель Тиресий.
О Тиресии рассказывают, что он подсматривал за купающейся Богиней Афиной, за что был лишён зрения, но получил дар прорицаний. В древнескандинавских преданиях Бог Один получил Знание, отдав за это свой глаз.
На Кифероне Пентей взобрался на ель, в чём ему помог сам Дионис. Но вакханки, среди которых главенствовала мать Пентея – Агава (а также её сёстры), вырвали ель с корнем и растерзали Пентея. Из дерева, на котором он сидел, были потом сделаны священные изображения Диониса-Лисия ("Освободителя").
Миф этот, конечно же, нельзя понимать буквально. У матери Пентея, Агавы, дочери Кадма и Гармонии, были три сестры: Семела, Ино и Автоноя.
Семела – мать Бога Диониса, впоследствии сама стала Богиней (и Дионис на своём последнем Посвящении вывел её из Ада, осуществив свой последний Подвиг, подобно другим Божественным Посвящённым).
Ино, вскормившая Диониса (кормилицами Диониса называли и остальных двух сестёр рано умершей Семелы), стала впоследствии Белой Богиней Ино - Левкотеей, спасшей Одиссея от гибели. Ино – мать Меликерта, ставшего богом Палемоном (по другой версии, мать Бога Мелькарта, покровителя финикийского города Тир; Мелькарта греки отождествляли с Гераклом).
Автоноя – мать Актеона, растерзанного на горе Киферон собственными собаками, Актеона, которому впоследствии поклонялись, как Божеству, или Божественному Герою.
Говорят также, что ель на Кифероне произрастила Эриния Мегера, и возросла эта ель из источника – крови Актеона и Пентея. – Здесь, помимо похожих на вышеописанные мотивов, присутствует также священное дерево.
Дерево – многослойный символ, от фаллического значения до символа Мирового Древа. Но одно из древнейших значений человека на древе – распятие Посвящения. Этот символ был широко распространён среди древних народов – от индийского Викарттаны до кельтского Езуса (дохристианское Божество, изображавшееся на фоне древа; жертвы ему развешивались на дереве).
Также нужно вспомнить, что Эринии, которых Великий Эсхил, знавший Тайны Посвящения, отождествлял с Мойрами, являются аналогом трёх древнескандинавских Норн, поливавших корень Мирового Древа – Ясеня Иггдрасиль – водой из Священного Источника.
Три сестры, вскормившие Диониса, "растерзали" Пентея, из крови которого выросло Древо Посвящения; может быть, этот же символ мы встречаем в древнем Египте (растерзанный Осирис, которого, кстати, в Древней Греции отождествляли с Дионисом), а также в Ирландии (сын Целителя Диан Кехта, одного из божественных Туата де Дананн, был убит и разделён на 365 частей).
Символ растерзания выглядит неприятно, но надо бы вспомнить, что во время христианского Причастия предлагается воображать, что вкушая хлеб, причащающийся вкушает "тело Христово", а вкушая вино причастия – пьёт "кровь Христову". Конечно, это тоже символы, и не должны восприниматься буквально.
Василевский А.В.
Больше о символах Мистерий можно читать в Статье "Поход Геркулеса"