Найти тему

Актеон и Артемида. Тайна изваяния в Саисе

Созополь. Старый город. Фото автора
Созополь. Старый город. Фото автора

Актеон на склонах горы Киферон подглядывал за купающейся Артемидой (по другим источникам он сватался к ней, или же к возлюбленной Зевса – Семеле, матери Диониса). За это он был превращён в оленя, и его растерзали его собственные собаки.

Причём собак было 50, в разных источниках называются имена всех пятидесяти, а затем говорится, что они были помещены на небо – в виде звёзд (созвездия Малого и Большого Пса). – Миф этот многослоен, здесь несколько истолкований.

Одно из них, самое очевидное: Актеон был не готов предстать перед Великой Истиной своего духовного, подлинного «Я», ведь перед этим должны быть побеждены все низменные черты характера, все животные страсти (которые часто символизируются в виде животных или чудовищ).

Поэтому на него обрушились его страсти – в виде собственных его собак, и растерзали его. При этом Великий Эсхил свидетельствует, что собаки были охвачены безумием, посланным божеством безумия по имени Лисса, тесно связанным с Маниями (Эриниями).

***

В стихотворении Фридриха Шиллера "Саисское изваяние под покровом" с огромной художественной силой показаны последствия прикосновения к Мистическим Тайнам неготового к этому человека. Буквально процесс попытки приобщения показан в виде срывания покрывала, которым скрыто от взглядов изваяние Богини.

Судя по всему, Ф. Шиллер и ближний круг его общения, подобно многим великим людям того времени, были членами одного из Тайных Обществ (масонов, либо розенкрейцеров), отсюда и интерес к подобным темам, и знание подробностей, касающихся Посвящений в Мистерии.

Вполне вероятно, что картина, описанная в творении Шиллера, была не только символичной. Юноша, жаждущий познания Истины, узнаёт, что Истину являет Облик Богини, но Облик этот скрыт под покровом, и ему не разрешено поднять Покров. Не будучи готовым, юноша самовольно проникает в Святилище, и срывает Покров. Что он увидел там, говорит нам Шиллер, об этом мрачный, пребывающий в терзаниях юноша никогда никому не сказал, и вскоре умер.

***

Но есть и другие истолкования мифа об Актеоне и Артемиде, более глубокие, в которых Актеон предстаёт не наказанным преступником, но принесшим жертву и возвысившимся до Божества – имеются сведения о поклонении Актеону, а невыясненного происхождения древний отрывок, который цитирует Аполлодор в своей «Библиотеке», после описания гибели Актеона гласит:

«Людям лекарством то служит и лечит от тяжких страданий» (Глава III, IV, 4). 

Собаки растерзали его потому, что не узнали своего хозяина. Но убив, узнали, и не могли утешиться, пока учитель Актеона, кентавр Хирон, не сделал для них изваяния Актеона, что их и утешило.

Так дикое, неразвитое человечество убивает, растерзывает своих Учителей и Спасителей, а потом «утешается», поклоняясь их изваяниям и изображениям.

Многие мифы повествуют о попытках получить посвящение, символизируя это попытками сватовства к Богиням, или подглядыванием за ними (за Артемидой подглядывал Актеон, за Афиной – прорицатель Тиресий, к Гере сватался Иксион, к Персефоне – Пиритой, у Фетиды (Тетис) был смертный возлюбленный – Пелей, у Афродиты – Адонис…)

"Поход Геркулеса"