«Ситуация с современным искусством начиная с XX века напоминает улыбку Чеширского Кота Льюиса Кэрролла: Кот исчез, улыбка висит в воздухе, и непонятно, есть она или чудится. Непосвященному человеку совершенно непонятно, каковы критерии отбора, позволяющие художественному явлению попасть в ячейку современного искусства».
Утверждает искусствовед Галина Ельшевская. Действительно, современное искусство многолико и открыто для интерпретаций. Но вот как наша культура постепенно переходит от китча к хайпу, как вызывающие акции вдруг становятся одной из форм искусства, и почему уже кто-то хулиганов начинает называть авторами перформанса. С этими проблемами попробуем разобраться.
Китч – это уникальный культурный феномен, который подкупает широкие массы своей доступностью и внешней эффектностью. Он паразитирует на популярных образах и вызывает у людей противоречивые чувства: от восхищения до полного неприятия.
Понятие «китч» вошло в обиход в 60-х годах XIX века, и использовалось как синоним слов «пошлость» или «безвкусица» — для предметов массового производства и сомнительной художественной ценности. Слово восходит к двум немецким глаголам: kitschen — «халтурить» и verkitschen — «впаривать». Собственно, эти два слова дают исчерпывающее описание того, как и зачем создавались предметы в стиле китч.
Сейчас один знаменитый художник упаковывает в нейлон и полипропилен мосты и общественные здания. Другой путешествует по миру и отмечает музеи и галереи, рисуя на их стенах банан. Третий, раздевшись догола, изображает собаку перед удивленными жителями Стокгольма. Все это новые формы искусства, открытые в XX веке. Возникает вопрос, как предмет искусства становится новой формой, преферансом или протестом, это вызов или способ самовыражения? Это китч или хайп?
Хайп (от англ. hype — «шумиха»), целью которой является формирование предпочтений потребителя. Современное общество настолько привыкло к хайпу, что, кажется, уже не может существовать без этого явления. До определенного момента хайп вызывал лишь негативные эмоции толпы, но сейчас он в числе прочего является инструментом, позволяющим обратить внимание на многие застарелые проблемы, о которых раньше или не принято было говорить, или выгодно было умалчивать.
Так экозащитники в лондонской Национальной галерее залили супом картину Ван Гога «Подсолнухи». Тем самым они призвали прекратить добычу нефти и газа и обратить внимание на рост цен во время кризиса. Причем тут великое творение художника? А при том, что только известные картины или скульптуры могут вызвать общественный резонанс. И следующий акт вандализма был предпринят по отношению картины «Стог сена» Клода Моне в музее Барберини в Постдаме. Активистки приклеили ладони к стене с криками: «Что вам дороже – искусство или жизнь?».
Ну разве это не геростратова слава?
Самым первым в истории хайпом можно считать сожжение в древнем городе Эфесе одного из семи чудес света - Храма Артемиды. Его спалил Герострат, жаждавший славы. По его мнению, единственным способом, позволявшим добиться того, чтобы о нем заговорили, был именно хайп – резонансный, ажиотажный поступок. Герострат оказался прав: его имя осталось в веках. Желание славы – очень сильная мотивация. И при определенных условиях оказывается не так уж важно – дурная это слава или нет. «Информационный шум» на фоне великого творения.
А ведь есть и другой пример воздействия произведения искусства на человека, способного к созиданию. Об этом феномене писал Кандинский в 1911 году в работе «О духовном в искусстве». Художник познакомился с новой живописью на выставке французских импрессионистов в Москве в 1895 году. Его потрясла картина «Стог сена» Моне.
Через двадцать лет в «Ступенях» Кандинский описал свое впечатление:
«…Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей. <...> Но глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины».
Да, чувствовать себя отсталым мало бы кому хотелось. Благо сейчас есть Яндекс и Гугл, к которым можно обратиться всякий раз, когда встречается незнакомое слово. Но узнать значение, не есть получить знание. Чтобы усвоить эти знания, нужен периодический опыт, осмысление. Необходима сформированная картина мира.
Советую прочитать:
Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006, с. 144-146
Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни. Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. - СПб.: Алетейя, 2001, с. 252-263
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ